Погибший цеппелин скрыл от ученых главную тайну

У побережья США обнаружены обломки гигантского дирижабля Macon, который должен был стать небесным форпостом США, но погиб, не успев даже выполнить первое задание


ФОТО: AP



За долгие столетия, прошедшие с тех пор как человек вышел в море на первом судне, океан стал настоящим кладбищем кораблей. Подводная музейная экспозиция стала еще разнообразнее с появлением летательных аппаратов, многие из которых также окончили свои дни в океанских глубинах. А в ХХ в., богатом на изобретение трансокеанских транспортных средств, едва ли не все самые грандиозные творения инженерной мысли оказались грудами обломков, зарастающих илом в самых разных концах Мирового океана. Среди них и "Титаник", камнем ушедший под воду после столкновения с айсбергом, и гордость Третьего рейха "Граф Цеппелин", затопленный за ненужностью, и несбывшаяся надежда ВМФ США – дирижабль-авианосец USS Macon, который оставил о себе одни воспоминания, не успев даже выполнить первое задание.

Красавец цеппелин был построен в 30-х гг. прошлого столетия и стал самым большим и самым дорогим из летательных аппаратов, созданных к тому времени в Соединенных Штатах. Эта 200-тонная алюминиевая махина, будучи летающим ангаром для боевых самолетов, должна была стать форпостом США в небе над Тихим океаном. Однако, впервые поднявшись в воздух 12 февраля 1935 г., она спустя несколько часов уже лежала на дне в виде отдельных деталей и обломков.

Причина крушения воздушного гиганта так и не была окончательна установлена. Однако это не были ни происки противников, ни саботаж команды. Согласно главной версии, Macon потерял управление в результате бури, оборвавшей часть хвостовой конструкции. Экипаж боролся за спасение судна целый час, но справиться с судьбой морским летчикам не удалось: дирижабль начал падать, рухнул в воду и утонул, взорвавшись на глубине и забрав с собой двух из 83 членов команды.


Фото: AP

С тех пор о нем ничего не было известно: глубина в 450 м, на которую опустился Macon, была недосягаема для подводных поисков. Ровно до 1990 г., когда некий Крис Греч, замдиректора Исследовательского института г. Монтерей (MBARI), случайно обнаружил на дне обломок легендарного цеппелина. Он был в восторге от своей находки и тут же назвал ее "единственным в своем роде артефактом прошедшей эпохи".

Однако от первого открытия до масштабных поисков того, что осталось от Macon, прошло больше 15 лет. Лишь в конце сентября 2006 г. команда ученых из MBARI, Национальной администрации океанических и атмосферных исследований (NOAA) и представителей ВМФ США вышла в море, чтобы досконально исследовать участок, где упокоился дирижабль.

Поднимать Macon в их задачу не входило, тем более что, как показало сканирование местности, останки авианосца разбросаны по огромной площади и многие находятся в очень плохом состоянии. Ученые под руководством все того же Греча обнаружили пять гигантских моторов производства Maybach, часть бортовой кухни и офицерские каюты, а также алюминиевый стул, стол и металлический шкаф. Но больше всего их восхитила находка четырех Curtiss F9C-2, утонувших вместе с цеппелином, но в отличие от него пребывавших в прекрасном состоянии. "Они выглядят совершенно не поврежденными, - рассказал Греч. – А на крыльях очень хорошо видны бело-голубые звезды американского военно-морского флота.

Однако Macon не захотел открывать ученым всех своих тайн. Самую интересную часть – корму, которая может рассказать об истинных причинах трагедии семидесятилетней давности, найти так и не удалось. "То ли она погребена под слоями отложений, то ли лежит в более глубокой впадине", Греч пока не знает. Не найдено и следов двух погибших членов команды. Однако не все разу. Ученые надеются, что скоро все станет ясно.

Выбор читателей