"Антракт, негодяи!"

Мир выработал два варианта отношения к таким явлениям, как игорный бизнес, проституция и оборот наркотиков – запретить или урегулировать. Россия, похоже, выбрала первый




Когда на днях Владимир Путин обнародовал свой законопроект о регулировании игорного бизнеса, все были в шоке, в том числе и видные представители этого самого бизнеса. "Такого никто не ожидал!", "Это экспромт президента!", "Это убийство бизнеса!", "Казино отправляют в зоны!", восклицали предприниматели и обозреватели.

Что ж, намечены действительно крутые меры. Предлагается выселить все игорные заведения из городов и населенных пунктов в несколько специальных резерваций. Их, видимо, будут создавать по аналогии с "технопарками", зонами развития промышленности и высоких технологий. Законопроект не называет конкретных мест, где будут размещены эти "игрозоны", но руководитель фракции "Единая Россия" Борис Грызлов уверенно говорил о четырех резервациях "федерального уровня": двух в европейской части страны, одной в Сибири и одной на Дальнем Востоке. Кроме того, очевидно, будет предусмотрено некоторое количество "региональных" зон. Причем, создание всех этих "российских Лас-Вегасов" будет, видимо, напоминать события романа "Поднятая целина": по словам Владимира Жириновского, это будут "новые степные и лесные регионы". Да к тому же, по словам депутата Бабурина – "заболоченные". В общем, действительно, похоже на ликвидацию игорного бизнеса в нашей стране.

Но вот насчет неожиданности такого поворота событий – неправда. Дело давно к этому шло. Во-первых, игорный бизнес понемногу прижимали на протяжении ряда лет. Например, стало доброй традицией каждый год в несколько раз повышать налоги на игровые залы и автоматы. Из-за чего уже не раз поднимался крик об "убийстве бизнеса" (по крайней мере, в прошлом году эта фраза уже звучала), но в итоге он каждый раз как-то выживал и продолжал производить впечатление полного процветания. Кроме того, пытались запретить размещение игорных заведений в жилых домах, вблизи от школ и детских садов. На региональном уровне зачастую принимались меры и покруче.

А во-вторых, с недавнего времени начался гораздо более мощный "накат" на игробизнес – с морально-этических и психоневрологических позиций. Таким образом, определенные (вполне, надо сказать, здравые) силы в обществе и государстве стали готовить почву для фактического запрета этого вида предпринимательской деятельности, эксплуатирующего весьма негативные пристрастия людей, зачастую имеющие характер психического заболевания. Саму идею "резерваций для казино" единороссы выдвинули еще весной. Это, впрочем, не помешало им затем проголосовать в первом чтении за более либеральный законопроект о регулировании игробизнеса: он предусматривал всего лишь введение системы квот на игорные заведения по каждому региону. Затем, в июле, Владимир Путин, отвечая на вопросы, поступившие в ходе интернет-конференции, выразил надежду, что новая редакция закона об игорном бизнесе "расставит все по своим местам", то есть, существенно ограничит распространение этого явления.

А в сентябре резко против "мягкого законопроекта" выступила Общественная палата. "Рассматриваемый законопроект не отвечает интересам граждан России и национальной безопасности страны, в нем необходимо предусмотреть порядок выведения объектов игорного бизнеса за пределы городов и населенных пунктов и создания специальных игорных центров (зон, территорий)", – говорилось в ее заявлении, принятом практически единогласно. Законопроект, взятый за основу Госдумой, по мнению Общественной палаты, "ориентирован, прежде всего, на интересы организаторов крупного игорного бизнеса, а не на установление реальных государственных гарантий от негативных социальных последствий, связанных с вовлечением незащищенных слоев общества в азартные игры и пари". Но досталось не только законопроекту: основной удар был направлен на само регулируемое им явление. "На наш взгляд, игорный бизнес является одним из быстроразвивающихся особых видов коммерческой деятельности, требующим усиления контрольных мер и официального признания его вредным и социально опасным", – говорится в заключении. Общественная палата предложила вообще запретить расположение игорных заведений "в местах компактного проживания людей".

Примерно в это же время сразу в двух регионах России – в Татарстане и Краснодарском крае – власти решили "выселить" игорные заведения в чистое поле. В Ивановской области народ подверг игровиков публичной обструкции. Затем – видимо, воодушевившись этими мужественными примерами – регионы Центрального федерального округа сообща выступили с инициативой передачи им полномочий по регулированию игробизнеса. Власти Москвы с начала года сократили количество игорных заведений более чем на две трети (что, впрочем, не помешает городу получить от них в этом году 8 млрд руб. налоговых поступлений против 5 млрд руб. в прошлом году). А на днях в Мосгордуме выдвинули идею очередного (на сей раз четырехкратного) повышения налогов на игробизнес. Православная церковь, со своей стороны, настойчиво призывает все политические силы сплотиться для решения "актуальных проблем", в числе которых – распространение игорного бизнеса и игромании.

Таким образом, в минувшем сентябре тучи над казино сгустились до предела. И тут кульминацией – можно сказать, девятым валом – всей этой бури вокруг игорных заведений стало нахождение "грузинского следа" в крупнейших московских казино "Кристалл" и Golden Palace, что на фоне нынешней "специфики" отношений между Москвой и Тбилиси было равносильно смертному приговору всей "отрасли".

Приговор – точнее, пока только его проект – был незамедлительно вынесен самим президентом РФ. Впрочем, эксперты не сомневаются, что Госдума охотно его утвердит в качестве закона – особенно учитывая позицию Общественной палаты и настроения в обществе. "Все давно этого хотят. Я думаю, что законопроект может быть принят в максимально короткие сроки уже в ходе этой сессии", – полагает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский.

Что же теперь станет с российским игорным бизнесом? Его ждет – как минимум – концентрация и укрупнение, а максимум – "перепрофилирование" и вытеснение с рынка зарубежными конкурентами. Собственно, концентрация и уменьшение числа игорных заведений предусмотрены самим законопроектом: это первый этап "игровой реформы", который должен быть осуществлен в I полугодии 2007 года. Будут ликвидированы все заведения, где находится менее 50 игровых автоматов (да и вряд ли можно ожидать, что мелкие игровые залы уцелеют после всех налоговых и законодательных ужесточений).

А затем начнется второй этап, когда в течение полутора лет всему игробизнесу придется покинуть насиженные "злачные места" и перебраться в "зоны" – федеральные и региональные. В ходе этого "переезда" и возникнет угроза со стороны мощных иностранных конкурентов. Русские "Лас-Вегасы" в таежных болотах придется, видимо, возводить с нуля (деревенской "инфраструктуры" тут явно не хватит!), а у иностранцев и средств, и опыта в этом деле побольше будет. Так что иностранный бизнес может обжить российские игрозоны, а это создаст дополнительную "дыру" для утечки капитала. Проигранного.

Впрочем, наиболее дальновидные представители российского игробизнеса имеют шансы уцелеть, ибо они все-таки предчувствовали наступление "часа икс" и заблаговременно позаботились о ходах отступления. Например, недавно – почти синхронно с обнародованием президентского законопроекта – в подмосковном Раменском был презентован новый крупный игровой центр, в который серьезно вложились российские компании. С претензией на почетное звание "региональной резервация игробизнеса". Таких, впрочем, в России пока совсем немного, да и не факт, что власти утвердят статус "игорных зон" именно за ними, а не за иностранными проектами где-нибудь в глуши. Ведь не исключено, что одной из стратегических целей всей кампании по "переселению" игробизнеса является развитие инфраструктуры более отдаленных регионов нашей необъятной страны. А чтобы состоятельные игроки посещали, условно говоря, "сибирский Лас-Вегас", там придется строить современные дороги, аэропорт, гостиницы и т.п. – вот вам и обеспечено развитие региона. Игорный бизнес там, скорее всего, зачахнет, но инфраструктура-то останется – глядишь, и более полезные инвесторы придут.

Другим ходом к отступлению для игорного бизнеса является его "переквалификация" в... игровой. Между этими явлениями довольно тонкая грань; тем не менее, игровой бизнес (или, как его сейчас называют, "семейно-развлекательный") находится на подъеме и никто не думает строить ему козни. Тут много вариантов: боулинг, аттракционы, батуты, автодромы, скалодромы, и разнообразные игровые аппараты (но никак не "игровые автоматы" – чтобы не путали с другим бизнесом!). Рынок "семейных развлекательных услуг" в России растет как на дрожжах: сегодня он составляет $350-400 миллионов. Практически все крупные сети – Star Galaxy, Crazy Park, Gamezona, "Игромакс" – заявляют о масштабных инвестиционных планах. В 2007 г. они планируют построить в общей сложности около 50 развлекательных комплексов, вложив в это дело порядка $125 миллионов. Эксперты полагают, что в ближайшие пару лет на рынке развлекательных услуг будет наблюдаться конкурентная борьба, в ходе которой должны выявиться лидеры. Так что сейчас довольно удачный момент для перехода бизнеса из игорного в игровой.

Кроме того, всегда можно уйти "в тень". Некоторые эксперты не исключают, что "изгнание" игробизнеса из "мест компактного проживания людей" приведет к тому, что он останется там, но нелегально: в виде подпольных заведений. Но их оборот будет куда меньше, чем у нынешних казино и игровых клубов (по оценкам экспертов, оборот российского игорного бизнеса составляет сейчас порядка $5-6 млрд в год), да и для широких слоев населения подпольные клубы будут недоступны.

Ну и, конечно, остается открытым виртуальное пространство. Никто пока не запрещал и даже не ограничивал игорный бизнес в Интернете. Точнее – в Рунете, ибо за рубежом и в этой области уже существует множество ограничений. Например, на днях конгресс США выступил с законодательной инициативой запретить финансовым учреждениям принимать деньги от посетителей виртуальных казино и тотализаторов. А у нас эта сфера пока даже не облагается налогом: законодатели не могут решить, как взимать налоги с объектов "виртуальной" действительности. Возможно, новый закон решит и эту проблему.

Мир за свою историю выработал два варианта отношения к таким, мягко говоря, неоднозначным явлениям, как игорный бизнес, проституция и оборот наркотиков – запретить или урегулировать. Россия, похоже, выбрала первый вариант, в том числе и в отношении "наименьшего" из этих зол – игробизнеса.

Выбор читателей