Гостиница "Россия" оказалась бесхозной

Высший арбитражный суд признал недействительными итоги конкурса проектов реконструкции "России". Что теперь будет с полуразобранной гостиницей и проектом воссоздания старинного района Зарядье – не известно




Вряд ли кто-то еще несколько дней назад мог предположить, что, казалось бы, давно решенные споры вокруг проекта реконструкции гостиницы "Россия" вспыхнут с новой силой. В минувший вторник Высший арбитражный суд (ВАС) признал недействительным решение конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора для реализации проекта на месте гостиницы "Россия". Тем самым было удовлетворено заявление одного из участников конкурса – ЗАО "Монаб", в течение почти двух лет оспаривавшего решение конкурсной комиссии в трех инстанциях арбитражного суда.

Напомним, что в ноябре 2004 г. конкурс на право реконструкции гостиницы "Россия" выиграла компания "СТ Девелопмент", предложившая наиболее проработанный и наименее дорогой проект (предварительная смета – $840 миллионов). Проекты основных конкурентов "СТ Девелопмент" – ЗАО "Монаб" ($1,45 млрд) и австрийской Bauholding Strabag ($1,8 млрд) были отклонены конкурсной комиссией.

На сегодняшний день реализация проекта находится на стадии демонтажа гостиницы "Россия". Около 80% здания уже разобрано. Неожиданный поворот событий, связанный с отменой ВАС результатов конкурса, запутал ситуацию, породив ряд вопросов, которые не устают задавать себе девелоперы и юристы, городские чиновники и простые москвичи.

Начнем с того, что отмена итогов конкурса вовсе не означает, что кто-то из бывших его фигурантов не сможет участвовать и претендовать на победу при повторном проведении. Учитывая, что победивший в 2004 г. проект является ощутимо менее затратным по сравнению с предложениями остальных претендентов, а также сам факт наличия готового проекта, работой над которым занимается один из известнейших архитекторов планеты – британец Норманн Фостер, весьма велика вероятность повторной победы "СТ Девелопмент". Более того, девелопер уже вложил в разборку здания гостиницы не менее $40 млн, и это послужит для него дополнительным стимулом к повторной победе. Все это, по большому счету, демонстрирует бессмысленность самой идеи повторного конкурса, потенциальным победителем в котором, скорее всего, может стать все тот же "СТ Девелопмент".

Не меньше вопросов возникнет и в том случае, если победителем повторного конкурса станет другой инвестор. В этом случае не совсем понятно, кто должен будет компенсировать нынешнему девелоперу понесенные им расходы, связанные со сносом гостиницы. Будут ли это городские власти, или данная компенсация будет рассматриваться в качестве обременения для нового победителя конкурса, совершенно не ясно. При этом любое решение вопроса выльется в рост затрат на реализацию проекта. По предварительным оценкам юристов, даже при самом благоприятном развитии событий стоимость проекта увеличится на 20-30%.

Отмена результатов конкурса означает не только дополнительные финансовые затраты, но и ощутимые потери – временные и имиджевые. С учетом времени, требующегося на проведение повторного конкурса и разработку нового проекта, до возобновления работ новым инвестором пройдет около года. И на протяжении всего этого времени в самом центре российской столицы будет красоваться остов недоразобранного монстра советской гостиничной архитектуры. Не меньшая неопределенность возникает и в отношении приглашенного за немалое вознаграждение зодчего с мировым именем Норманна Фостера. В случае, если его услуги не будут востребованы, пригласившей стороне придется выплатить архитектору солидную неустойку. Однако финансовый момент в этом случае является отнюдь не главной проблемой. Авторитет Фостера в современной архитектурной среде настолько велик, что отказавшейся от его услуг стороне придется приложить немало усилий для того, чтобы найти нового архитектора соответствующего уровня.

Стоит заметить, что после появления первых сообщений об отмене результатов конкурса по гостинице "Россия" ряд российских СМИ поспешили связать это решение с несоблюдением Норманном Фостером требований, предъявляемых к проекту властями Москвы. В некоторых изданиях также было заявлено о том, что на состоявшемся в минувшую среду Общественном градостроительном совете Юрий Лужков раскритиковал проект Фостера, потребовав его кардинального изменения. На самом деле, никакого "разгрома" проекта во время заседания не было и в помине: архитектора только попросили понизить этажность зданий проектируемого комплекса и изменить форму концертного зала. Эти требования были продиктованы необходимостью придания воссоздаваемому старинному району Зарядье уникального архитектурного духа, присущего историческому центру Москвы. "Столица не имеет сегодня права на ошибку" – так пояснил позицию города по отношению к планам по воссозданию Зарядья московский мэр. Норманн Фостер пообещал внести необходимые изменения уже к началу ноября. Учитывая, что на данный момент проект находится в чертежно-бумажной стадии, внесение в него изменений является обыкновенным рабочим процессом. В целом же проект Фостера был воспринят достаточно благосклонно, так как, несмотря на коррективы, знаменитый архитектор с заданием справился. На сегодняшний момент его проект является наиболее проработанным и соответствующим запросам современной Москвы.

Что же должно было появиться на месте демонтированной гостиницы "Россия" в соответствии с реализуемым проектом? В результате сноса "шедевра" архитектуры времен развитого социализма взору должны были открыться великолепные виды на Кремль, собор Василия Блаженного, Гостиный двор и улицу Варварка с ее старинными кварталами и церквями, заслоняемыми ранее корпусами гостиницы "Россия". Общая площадь проектируемого комплекса должна была составить более 400 тыс. кв. м, половина из которых приходится на пешеходно-парковую зону. Учитывая высокую историко-туристическую значимость центральной части Москвы, в соответствии с проектом здесь предполагалась прокладка двух новых туристическо-видовых улиц, выходящих на собор Василия Блаженного и к башням Кремля. В Зарядье должны были появиться и две новые площади: одна перед концертным залом, другая – ближе к Варварке. Главными объектами нового Зарядья должны были стать гостиница на 1500 мест, концертный комплекс, состоящий из трех залов – эстрадного (на 3500 человек), филармонического (1500 человек), и банкетного (на 1000 человек); галерейно-музейный комплекс, а также подземный паркинг на 2000 машин.

После принятия ВАС решения об отмене результатов конкурса по гостинице "Россия" дальнейшая судьба воссоздания Зарядья видится неопределенной. Возможная смена инвестора неизбежно повлечет за собой и изменение ныне существующего проекта, и каким он в итоге окажется, сегодня не может сказать никто.

Выбор читателей