Европейские банки хотят работать по законам шариата

На инаугурационном заседании Европейского международного финансового форума одной из самых важных тем обсуждения станет соответствие стандартов работы банков законам и уложениям шариата




Хорошо известно, что политика европейских государств в отношении стран Ближнего Востока и исламского мира в целом в числе прочего зависит и от финансов. Так, по данным бахрейнских источников, примерно $800 млрд вложены арабскими инвесторами в европейские банки. Самая весомая часть этой суммы покоится на счетах в нейтральной стране сыра и шоколада – Швейцарии.

Возможно, скоро счета в европейских банках сильно пополнятся. Это произойдет, если европейцы будут следовать определенным условиям, которые станут предметом переговоров на инаугурационном заседании Европейского международного финансового форума. Заседание пройдет в середине ноября в Цюрихе. Одной из самых важных тем обсуждения станет соответствие стандартов работы швейцарских и других частных и государственных банков – тут следует сделать паузу – законам и уложениям шариата.

Известно, что швейцарцы в последние годы интенсивно нанимают финансовых экспертов, хорошо знающих особенности исламского законодательства. Этому примеру уже следует множество других европейских банков. Поговаривают даже, что в некоторых из них чуть ли не принято стратегическое решение: полный отказ от европейских стандартов и переход на предписания шариата. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобных нововведений, игра стоит свеч. По оценкам Merrill Lynch, только на Ближнем Востоке сегодня проживает 300 тыс. миллионеров, чей совместный капитал превышает $1,2 триллиона.

Вторая тема, которая волнует арабских вкладчиков и инвесторов, – вопросы конфиденциальности вкладов, угрозы, связанные с их блокированием, опции быстрого перевода огромных сумм "в случае опасности". Чтобы избежать всевозможных проблем, вероятных в столь неспокойное время, как нынешнее, потенциальные вкладчики готовы пойти даже на отрицательный процент. Понять это просто. Сегодняшняя ситуация с противодействием террору такова, что из-за созвучности имен арабских инвесторов и террористов первые могут лишиться своих денег или, как минимум, схлопотать "заморозку" средств до конца расследования. Стоит напомнить, что вследствие такого рода опасений после терактов 11 сентября арабские инвесторы вынули из американских банков и экономики около $500 миллиардов. Большая часть этих денег осела как раз в европейских банках.

С другой стороны, такого рода опциями, о которых будут говорить арабские инвесторы в Цюрихе, могут воспользоваться и настоящие террористы. Если в Европе будет налажена сеть так называемых шариатских банков, хранящих как зеницу ока данные о своих клиентах и способных моментально перевести большие суммы из страны в страну, это сильно усложнит задачу спецслужб, ищущих способы перекрытия финансирования экстремистских группировок.

Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что лучше пусть подобная сеть будет существовать в Европе, где до денег террористов все же можно будет добраться, чем на далеком и недоступном Ближнем Востоке. Они надеются, что при критической ситуации возможно будет инициировать законодательство, которое позволит, скажем, проверять счета арабов тайно.

В то же время прибыль, полученная Европой от вложений в ее экономики этих баснословных средств, покроет траты на безопасность. Есть и другое соображение – в еще большей степени эгоистическое. Ведь если инвесторы связаны с террористами, то последние вряд ли будут наносить ущерб своим финансовым покровителям, в том числе и на территории Европы. С другой стороны, если спецслужбам удастся тщательно отслеживать счета, это может помочь в выявлении будущих целей ударов террористов. Эта версия целиком строится на корпусе документов компании Dow-Jones, судя по которым бен Ладен является искусным биржевым игроком. Считается, что он по крайней мере за три года до событий 11 сентября начал игру на акциях, в момент терактов обреченных к падению, а также застраховал свои вклады, размещенные в здании Всемирного торгового центра. Теракт 11 сентября якобы принес "террористу №1" около $4 млрд чистого дохода при "предварительном вкладе" в $600 тыс., которые были потрачены на финансирование собственно теракта.

Впрочем, у независимых экспертов существуют подозрения, что точными данными об инвестициях сотен тысяч арабских миллионеров в Европе не располагает и не может располагать ни одна спецслужба. А если бы и располагала, то всех компьютеров Европы и Америки не хватит, чтобы вычислить, кто и как ведет биржевую игру с дальним прицелом.

Чего пока нет, так это трезвого анализа того потенциального влияния арабского мира на сам Евросоюз через подобную систему инвестирования. Влияния на все, включая политику противодействия террору.

Выбор читателей