Свободные от условностей успехи русской армии

Тяжелые детство и юность, проведенные в городе, официально считавшемся "колыбелью революции", оказали необратимое влияние на тогда еще не окрепшее сознание четы Флоренских




В Государственном центре современного искусства открылась масштабная выставка "Русский трофей", приуроченная к двадцатилетию совместной деятельности старейшин митьковского движения – Ольги и Александра Флоренских.

"Митьки никого не хотят победить! Поэтому они завоюют весь мир" – лозунг группы петербургских художников вполне оправдывает действительность. Небольшое объединение, сформировавшееся в последней четверти вокруг харизматичной личности Дмитрия Шинкарева, со временем превратилось в целостный пласт субкультуры, охватившей не только изобразительное искусство, но и литературу и музыку. Более того, правильное "митьковство" со всеми его ласкательно-уменьшительными суффиксами, неприхотливой манерой одеваться, псевдожалостлиовстью и запанибратством подразумевает определенное мировоззрение, в котором рядом с очевидным гротеском соседствует тонкий юмор, простота быта не мешает рождению сложных философско-эстетических концепций, а под вызывающим треухом скрывается вполне себе мыслящая голова.

Однокашники по Ленинградскому Высшему художественно-промышленному училищу имени Мухиной, Ольга и Александр Флоренские считаются, наряду с легендарным Шагиным, отцами-основателями митьковской арт-концепции. Более того, всевозможные организации и проекты, созданные предприимчивыми супругами, например, книгоиздательство "МИТЬКИЛИБРИС", анимационный фильм "МИТЬКИМАЙЕР" или галерея "МИТЬКИ – ВХУТЕМАС" превратили сам термин "митьки" в популярный, а порой даже и в коммерческий бренд. Впрочем, тяжелая менеджерская работа не мешает почетным митькам заниматься творчеством. Крупномасштабный проект "Русский трофей", над которым художники работают уже не один год, относится к числу наиболее удачных начинаний Флоренских.

Несмотря на то, что Ольга и Александр Флоренские принадлежат к числу наиболее свободных от социальных условностей современных художников, тяжелые детство и юность, проведенные в городе, официально считавшемся "колыбелью революции", оказали необратимое влияние на их тогда еще не окрепшее сознание. Судя по всему, зловещая тень легендарного крейсера "Аврора" и образы экспонатов из Военно-морского музея преследуют чету Флоренских и по сей день. Экспозиция юбилейной выставки весьма остроумно обыгрывает пространство среднестатистического военного музея. Хотя все представленные на выставке объекты выполнены "в натуральную величину", идеологическая линия, столь необходимая подобному музею, весьма расплывчата и запутана. Хотя бы потому, что композиции под общим названием "Успехи русской армии" совершенно не проясняют образа врага. Что явно свидетельствует о совершенно пацифистских намерениях авторов.

На первый взгляд экспозиция действительно напоминает выставку военно-морской техники. Однако при ближайшем рассмотрении "настоящая" ручная граната оказывается банкой из-под кофе, автомат превращается в ржавую ручную дрель, а из патронташа огнемета грозно выглядывают баллончики для сифона. Военный вертолет, составленный из забытых на даче жестяных ведер, баков и жбанов, мирно подмигивает красным огоньком. А собранная из того же материала страшная баллистическая ракета с персональной красной кнопкой неожиданно завывает голосом мирного домашнего пылесоса. Экспозицию дополняют кадры из импровизированной кинохроники и серия картин на военную тему, исполненных в фирменной митьковской манере.

Выбор читателей