Торжество телесовка

В преддверии очередных выборов телевидение разделилось на две части, неравные по времени и качеству вещания. С утра и днем смотреть невозможно, вечером картинка немного меняется




Многие люди не представляют свою жизнь без телевидения. Однако, по моим наблюдениям, все большее число наших сограждан избегают его смотреть, по крайней мере, с утра и днем. Многие, естественно, предпочитают Интернет, но такая возможность есть далеко не у всех бывших телезрителей. Что делать остальным?

В преддверии очередных выборов российское телевидение пошло по нетривиальному пути: разделилось на две части, неравные по времени и качеству вещания. Ноу-хау это придумали два крупнейших телевизионных чиновника и медиамагната – Эрнст и Добродеев.

Первая половина суток отдана на откуп дешевым сериалам, чудовищным по своей нелепости ток-шоу, типа "Малахов плюс", и новостям, напрямую отсылающим ко временам советской власти.

По мнению многих мало-мальски честных и грамотных культурологов и аналитиков, с которым трудно спорить, современное состояние (точнее сказать, СОВстояние) российского ТВ в учебниках будущего будет называться "новое средневековье". Главным образом это относится к выпускам новостей на федеральных каналах (впрочем, на так называемых "развлекательных" каналах новостей попросту нет). Так вот, эти пресловутые "новости" теперь уже без всякого стеснения калькируют придумку тоталитарных идеологов и строятся по известным лекалам. Еще недавно так поступали лишь два главных канала – Первый и РТР; теперь под копирку, визируемую в президентской администрации, так делают все.

В начале каждого выпуска идет рассказ о природных катаклизмах, землетрясениях и катастрофах. Затем следуют подробности ежедневной трудовой деятельности президента страны. Далее появляются обязательные во всех новостях, просчитанные буквально по секундам репортажи о двух "преемниках", вице-премьерах Медведеве и Иванове. Все строго дозировано, чтоб поддержать паритет. Потом идут выступления партийных деятелей (естественно, единороссов) помельче, членов правительства и, наконец, местных руководителей. Всегда с победными реляциями в брежневском стиле. Практически во всех выпусках нам сообщают об успехах военно-промышленного комплекса и достижениях прокремлевских молодежных движений. Затем идут непременные "вести с полей", далее – блок "Их нравы", информация, как правило негативная, о "разлагающемся" Западе. Хотя в последней части могут быть и нейтральные или даже развлекательные репортажи – тут налицо прогресс и явное отличие от чисто совковых методов, но и железный занавес пока не упал, так что кричать о перманентных несуществующих "забастовках" всего "прогрессивного человечества" было бы неуместно. Ну и в завершение – новости спорта и курс валют. Да, если остается время – культурный блок, небольшой, на вкус канала.

В чем пойнт, зачем я об этом говорю, раз все и так это знают? Помимо того, что, включая телевизор, я чувствую себя сильно помолодевшим, мне кажется, что проблема тут вовсе не политическая, а скорее психологическая. Телевизионному начальству, доящему Кремль и живущему за счет газово-нефтяной кормушки, пугающему власти предержащие призраком "оранжевой заразы", кажется, что основной части народа (презрительно именуемой "базовым электоратом"), упертой в ящик в первой половине дня, некогда дожидаться вечернего выпуска Евроньюс. И правильно, так и есть, у большинства "электората" нет спутниковых тарелок. Для этой массы сойдет советский стиль, на языке зэков именуемый "балаганом". Поэтому и нет нужды давать какую-либо иную, отличную от официальной точки зрения, информацию. А за 70 лет большевистского правления методы воздействия на "массы" с помощью лжи и/или замалчивания в СМИ были обкатаны как нельзя лучше.

Психология людская – вещь довольно упрямая, хоть не такая, как сами факты, но все же. Поэтому к вечеру новости несколько меняют стиль, и от истерической любви к партии и президенту, а также шовинистического и изоляционистского бреда, ставшего абсолютным мейнстримом на первых четырех кнопках, новости слегка меняют ориентацию, становятся амбивалентными, принимают более толерантные формы. В них становится чуть меньше любимой власти в лице первых трех - четырех главных чиновников (кстати, не забывайте – по Конституции всего лишь временно нанятых всеми нами для управления страной, а не владеющих ею) и чуть больше общественно значимых событий. Понятно, что ни отмороженным домохозяйкам, пялящимся с утра до вечера в идиотские сериалы, ни их уставшим мужьям в 22:00 рассказывать о рабочем дне любимых руководителей уже смысла нет. Тут появляются более внятные комментарии, и новости хотя бы внешне напоминают информационные выпуски десятилетней давности, а не советские бессмысленные агитки. Но сути дела это все равно не меняет. Процент тех, кто не будет голосовать за "преемника" лишь потому, что его "светят" с утра по ящику, ничтожно мал и в политическом раскладе роли не играет. А смена тона ближе к ночи лишь отражает парадоксальное, на первый взгляд, стремление властей сохранять видимость демократии хотя бы перед лицом ненавистного, но столь необходимого в экономическом смысле Запада.

Что касается остального эфирного продукта на главных каналах – картина аналогичная. С утра и днем – тошнотворная лабуда, пир во время чумы, смотреть невозможно, особенно по выходным. Ночью – относительная благодать, в основном благодаря американской и европейской киноиндустрии. Включаешь телевизор часа в 02:00 – красота, что в твоей видеотеке. И Хичкок, и Антониони с Бергманом...

Для чего так сделано? Не верьте заявлениям, что, дескать, хорошие фильмы и интересные программы проваливаются по рейтингу. Воспитывать аудиторию можно и необходимо, это даже коммунисты понимали. Важную роль играет все та же шизофреническая раздвоенность господ телемагнатов и их подчиненных.

С одной стороны, у нас "вертикаль власти", по сути – неофеодализм, развертывание гонки вооружений и начавшаяся истерия "осажденной крепости". С другой – "разрядка напряженности" и "борьба за мир во всем мире". По одной версии, мы противостоим международному терроризму наравне с США и в альянсе с ними и прочей Европой, по другой – спонсируем, если не материально, как в коммунистические времена, то идеологически уж точно, всеразличные "хамасы" и "фатхи". И эти деструктивные психические процессы на уровне голов "всенародно избранных" руководителей отражается лакмусовой бумажкой российского квазигражданского общества – его телевидением. Между тем инерция политических элит, неспособных мыслить вне совковой парадигмы, даже Русскую Православную Церковь инкорпорировавшую в свою систему ценностей, так что самое страшное наказание в застойные времена – лишение партбилета – скоро заменит церковная анафема, в лучшем случае приведет к тому же самому результату, к какому подошли большевики к концу своего правления: стиранию с лица земли самих этих пораженных системным заболеванием психики элит. И никакое манипулирование телевидением не поможет. И ключевое слово тут – "в лучшем" случае.

Выбор читателей