|
По стечению обстоятельств выставка Альберто Джакометти, открывшаяся в залах Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, также имеет швейцарские корни - произведения, представленные в экспозиции, принадлежат частным швейцарским коллекционерам. Однако же состав выставки и ее концепцию разработал сотрудник цюрихского музея Кунстхауз, швейцарский искусствовед и исследователь творчества Джакометти доктор Кристиан Клемм.
Наиболее важная и активная часть жизни Джакометти, несмотря на тот факт, что швейцарцы считают этого мастера своим национальным достоянием, тесно связана с парижской художественной жизнью предвоенной эпохи. Правда, в культурную столицу мира скульптор попал уже профессионалом - за плечами были годы обучения в женевской Школе изящных искусств и образовательная поездка по Италии.
Ранние работы Джакометти выполнены в реалистической манере, но вскоре классический стиль, выработанный годами прилежный ученических штудий, был вынужден уступить место новым веяниям. Виной тому оказались, в первую очередь, новые друзья молодого швейцарца: Андре Бретон, Луи Арагон, Пабло Пикассо, Хуан Миро, Макс Эрнст, Жан Поль Сартр, Самюэль Беккет и прочая радикально настроенная парижская богема.
С тех пор произведения скульптора все чаще фигурируют в контексте главных арт-направлений этой эпохи - кубизма и сюрреализма. И тогда же формируется неповторимый стиль мастера, о котором французский поэт Жак Дюпен писал: "Его скульптуры - это рисунки, помещенные в трехмерное пространство. Им чужда и полнота объема, и гладкость поверхности. Всего массивного, весомого они избегают. Не допуская неспешного кругового обхода, они требуют чтения в лоб. Подставка или подножье фигур подчеркиваются ради одной задачи - высвободить и показать силу их выплеска, их легкость, пространственную хрупкость".
В экспозицию выставки в ГМИИ вошли произведения Альберто Джакометти разных лет: от проекта кубистической скульптуры 1925 г., вдохновленной резными божками из Африки и Океании, до фигуративных работ 1950 - 1960-х годов. Для зрителей, не знакомых с творчеством Джакометти, выставка станет величайшим открытием талантливого скульптора, но даже тех, кто хорошо представляет себе творчество этого мастера, ждет приятный сюрприз - произведения живописи и графики, крайне редко выставляющиеся в музейных экспозициях.
В состав выставки вошел автопортрет Джакометти, созданный еще в ученические годы в Женеве, живописные гипсовые головы, напоминающие об основной специальности художника, обнаженные, а также знаменитый портрет японца Исаку Янаихара (1961), с которым, как считают исследователи, связан последний кризис в творчестве автора. Работа с лицом иного этнографического типа разрушила представление мастера об универсальном образе и потребовала непосредственного приближения к реальности. Экспозицию дополняют литографии из позднего альбома "Париж без конца", иллюстрации к поэтическому сборнику Мишеля Лейриса "Живые останки, безымянные", а также уникальные наброски мастера, сделанные карандашом и шариковой ручкой.