Абрамович не прошел бы мимо

Для зрителей, не знакомых с искусством Джакометти, выставка станет величайшим открытием, но даже тех, кто хорошо представляет себе творчество этого мастера, ждет приятный сюрприз




Произведения Альберто Джакометти знают даже те, кто никогда не слышал его имени, - уж слишком экстравагантно выглядят узкие и сильно вытянутые фигуры, созданные одним из лучших скульпторов ХХ столетия. Кроме того, мастер был необычайно плодовит: харизматичные статуэтки, больше всего напоминающие жеваную бумагу, залитую бронзой, непременно украшают коллекцию всякого уважающего себя европейского музея, пожалуй, за исключением российских собраний. Впрочем, и здесь недавно наметился определенный сдвиг: сегодня для многих россиян Джакометти - это тот самый мастер, работу которого приобрел на минувшем Арт-Базеле великий и ужасный Роман Абрамович.

По стечению обстоятельств выставка Альберто Джакометти, открывшаяся в залах Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, также имеет швейцарские корни - произведения, представленные в экспозиции, принадлежат частным швейцарским коллекционерам. Однако же состав выставки и ее концепцию разработал сотрудник цюрихского музея Кунстхауз, швейцарский искусствовед и исследователь творчества Джакометти доктор Кристиан Клемм.

Наиболее важная и активная часть жизни Джакометти, несмотря на тот факт, что швейцарцы считают этого мастера своим национальным достоянием, тесно связана с парижской художественной жизнью предвоенной эпохи. Правда, в культурную столицу мира скульптор попал уже профессионалом - за плечами были годы обучения в женевской Школе изящных искусств и образовательная поездка по Италии.

Ранние работы Джакометти выполнены в реалистической манере, но вскоре классический стиль, выработанный годами прилежный ученических штудий, был вынужден уступить место новым веяниям. Виной тому оказались, в первую очередь, новые друзья молодого швейцарца: Андре Бретон, Луи Арагон, Пабло Пикассо, Хуан Миро, Макс Эрнст, Жан Поль Сартр, Самюэль Беккет и прочая радикально настроенная парижская богема.

С тех пор произведения скульптора все чаще фигурируют в контексте главных арт-направлений этой эпохи - кубизма и сюрреализма. И тогда же формируется неповторимый стиль мастера, о котором французский поэт Жак Дюпен писал: "Его скульптуры - это рисунки, помещенные в трехмерное пространство. Им чужда и полнота объема, и гладкость поверхности. Всего массивного, весомого они избегают. Не допуская неспешного кругового обхода, они требуют чтения в лоб. Подставка или подножье фигур подчеркиваются ради одной задачи - высвободить и показать силу их выплеска, их легкость, пространственную хрупкость".

В экспозицию выставки в ГМИИ вошли произведения Альберто Джакометти разных лет: от проекта кубистической скульптуры 1925 г., вдохновленной резными божками из Африки и Океании, до фигуративных работ 1950 - 1960-х годов. Для зрителей, не знакомых с творчеством Джакометти, выставка станет величайшим открытием талантливого скульптора, но даже тех, кто хорошо представляет себе творчество этого мастера, ждет приятный сюрприз - произведения живописи и графики, крайне редко выставляющиеся в музейных экспозициях.

В состав выставки вошел автопортрет Джакометти, созданный еще в ученические годы в Женеве, живописные гипсовые головы, напоминающие об основной специальности художника, обнаженные, а также знаменитый портрет японца Исаку Янаихара (1961), с которым, как считают исследователи, связан последний кризис в творчестве автора. Работа с лицом иного этнографического типа разрушила представление мастера об универсальном образе и потребовала непосредственного приближения к реальности. Экспозицию дополняют литографии из позднего альбома "Париж без конца", иллюстрации к поэтическому сборнику Мишеля Лейриса "Живые останки, безымянные", а также уникальные наброски мастера, сделанные карандашом и шариковой ручкой.

Выбор читателей