|
Добавим, что в середине июля Минэкономразвития опубликовало основные параметры своего прогноза, согласно которым постепенное восстановление положительной динамики промышленного производства ожидается в 2011 – 2012 годах. В частности, прогнозируется рост до 1% – 2% в 2011 г. и до 1,5% – 3% в 2012 году. И с точки зрения макроэкономических показателей оптимистичный настрой специалистов министерства выглядит вполне обоснованным – налицо замедление темпов падения промпроизводства. Вот только отражают эти показатели среднюю температуру по больнице: в то время как в сырьевых отраслях действительно появляются признаки восстановления (улучшается ситуация с ликвидностью, начинает расти добыча), перерабатывающий сектор продолжает бороться за жизнь. В частности, обостряется долговая проблема.
В начале августа Центробанк обнародовал данные по просроченной задолженности российских предприятий. В общем объеме кредитов доля просрочки свыше 90 дней увеличилась с 3,8% по состоянию на 1 января до 5,9% в мае, причем касается это практически всех отраслей, за исключением химической. Расплачиваться по долгам мешает отсутствие новых заказов и, соответственно, денежных поступлений. Многие предприятия сейчас работают по договорам, заключенным и оплаченным еще до кризиса.
Очевидно, что своим относительно благополучным на данный момент положением страна обязана достаточно высоким ценам на нефть. Как отмечается в очередном еженедельном обзоре "Кризис. Государство. Бизнес" Института центра развития ГУ-ВШЭ и Высшей школы экономики, в июле объем нефтегазовых доходов резко увеличился, "отыграв" июньский рост цен, что ожидаемым образом поправило положение бюджета. Согласно обнародованной в конце июля оценке Минфина, объем нефтегазовых доходов за 2009 г. должен составить около 2545 млрд рублей. При сохранении до конца года нефтяных цен на уровне около $70 за баррель поступления нефтегазовых доходов превысят этот уровень почти на 10%, полагают авторы исследования. Однако все дополнительные средства уйдут на компенсацию недобора ненефтегазовых доходов.
"Отчет об исполнении федерального бюджета за июль не прибавил оптимизма относительно динамики этой компоненты – поступления налогов, не связанных с добычей углеводородов, по-прежнему более чем на треть ниже, чем в том же месяце прошлого года. Поэтому недобор налогов даже по сравнению с последней оценкой Минфина (4015 млрд руб.) может оказаться существенным – как минимум 220 млрд руб. Таким образом, пока бюджет сохраняет шансы собрать ожидаемые Минфином 6,5 трлн рублей, однако достичь установленного законом уровня (6,7 трлн руб.), похоже, не сможет. Объем дефицита при этом может превысить установленную на 2009 г. планку в 8% ВВП и потребует большего, чем запланировано, расходования средств резервного фонда. Впрочем, правительство может пойти и на недофинансирование части бюджетных расходов, чтобы удержать дефицит в объявленных пределах, говорится в обзоре.
Пока же государство в очередной раз повышает экспортную пошлину на нефть. По словам начальника отдела таможенно-тарифных платежей Министерства финансов РФ Александра Саковича, этот показатель с 1 сентября должен составить $238,6 за тонну (сейчас она составляет $222 за тонну).
Похоже, начинают сбываться мрачные прогнозы тех экономистов, которые предупреждали, что для России затяжной кризис может оказаться полезней краткосрочного. Ибо в последнем случае страна еще плотнее сядет на нефтяную иглу.