Бакиев "наступил на грабли" и пожал бурю

Читать в полной версии →
Намерение президента во что бы то ни стало удержать власть и жесткий настрой оппозиции позволяют опасаться углубления кризиса и перерастания бунта в затяжную гражданскую войну. Противостоящим силам есть что делить


ФОТО: AP



Ровно через пять лет после " тюльпановой революции" в Киргизии снова произошел государственный переворот, оппозиция опять штурмовала правительственные здания, а на улицах Бишкека появились толпы мародеров. Как и в прошлый раз, народные волнения начались в провинции, а потом перекинулись в столицу, и власть оказалась в руках временной администрации, которая пока только пытается установить контроль над ситуацией в стране.

Впрочем, на этом сходство заканчивается. В 2005 г. президент Акаев запретил стрелять в людей и, убедившись, что проиграл, покинул страну. Нынешний президент Бакиев отдал приказ открыть огонь, попытался ввести в Киргизии чрезвычайное положение, а когда стало понятно, что власть в Бишкеке не удержать, отправился на юг страны, чтобы, собрав сторонников, продолжить борьбу. Более жестоко действует и оппозиция. При попытке подавить бунт в Таласе, откуда начались волнения, оппозицией был захвачен и жестоко избит глава МВД Киргизии Молдомуса Конгантиев. Пять лет назад ничего подобного не было, хотя уличного беспредела тоже хватало.

Восьмого апреля Бакиев выступил по радио с обращением. Он обвинил оппозицию в организации беспорядков, которые привели к гибели людей, и предупредил, что эти действия могут обернуться "утратой государственности". Признав, что ситуация вышла из-под контроля законной власти, Бакиев подтвердил, что не собирается подавать в отставку, и обратился "к мировому сообществу, главам государств и международных организаций с призывом обратить пристальное внимание на критическую ситуацию в Кыргызстане". Намерение Бакиева во что бы то ни стало удержать власть, опираясь на южные районы страны, и жесткий настрой оппозиции, поддержанной не только на севере, но и в ряде южных городов, позволяют опасаться углубления кризиса и перерастания бунта в затяжную гражданскую войну. Противостоящим силам есть что делить. Не случайно одним из первых действий новой власти стала замена руководства пяти ведущих банков Киргизии, чтобы заблокировать возможность вывода средств с банковских счетов лицами, действующими в интересах прежней власти.

Говоря о причинах нынешнего обострения ситуации, представители оппозиции делают упор на чудовищное обнищание населения, уничтожение промышленности и сельского хозяйства. Все это соответствует действительности. Еще в 2005 г. в районах промышленного севера падение производства и сокращение рабочих мест достигало 90%, а сельскохозяйственный юг погрузился в чудовищную нищету. После прихода к власти Бакиева ситуация ухудшилась, причем не только вследствие объективных причин, но и из-за чудовищных злоупотреблений, по части которых новая власть перещеголяла окружение Акаева. В конце прошлого года обстановка в Киргизии полностью соответствовала классическому определению революционной ситуации. "Низы" больше не хотели жить по-старому и терпеть нищету, а "верхи" были не в состоянии отказаться от старых методов управления. Картину осложняло недовольство элит, удаленных от власти и бюджетных кормушек по результатам передела собственности в пользу клана Бакиева. Из трех главных киргизских кланов два оказались не у дел.

На фоне нараставшего недовольства окружение президента продолжало достраивать "вертикаль власти". За последние годы конституция страны изменялась шесть раз; последняя порция поправок подразумевала введение института преемника, отмену выборов и прочие далекие от демократии идеи.

Особое раздражение общества вызывали скандалы, связанные с президентским сыном Максимом, в руках которого сосредоточились все рычаги управления экономикой. В специально созданное под Бакиева-младшего Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям были переданы все представляющие какую-то ценность активы, и тем самым право распоряжаться ими оказалось в руках узкой группы людей, которые, по мнению оппозиции, отличались вороватостью и некомпетентностью.

В такой ситуации, да еще и осложненной традиционным противостоянием север – юг и борьбой кланов, спровоцировать взрыв народного недовольства – это вопрос техники. Запал в виде созыва Народного Курултая приготовила оппозиция, а спичку поднес сам Бакиев, приказавший арестовать трех ее лидеров. Определенную роль в расшатывании ситуации могли сыграть и наркобароны, появившиеся в Киргизии после включения этой страны в наркотрафик из Афганистана в Россию. Этот новый клан обладает огромными финансовыми и организационными ресурсами и ему совершенно не нужна сильная центральная власть.

Для России последние события в Киргизии превратились в головную боль. И дело не только в том, что пришлось направить туда две роты десантников для усиления охраны российской авиабазы Кант, расположенной недалеко от бунтующего Бишкека. Сломанной оказалась вся повестка дня. Дмитрий Медведев заявил, что события в Бишкеке являются внутренним делом Киргизии, но это не отменяет необходимости выстраивать отношения с новыми лидерами. А тут еще американские СМИ и доморощенные конспирологи начали с первых часов бунта в Бишкеке искать в киргизском сюжете "российский след".

Нужно признать, что у Москвы были поводы для недовольства Бакиевым. Один из них касается метаний киргизского президента относительно судьбы американской военной базы в Манасе. Этот сюжет длится годы, и трудности Киргизии, вынужденной лавировать между двумя великими державами, понятны. Но последняя история вышла за рамки допустимых дипломатических маневров. Потому что Бакиев сначала пообещал России закрыть американскую базу в обмен на кредит в $2 млрд и помощь на сумму $150 млн, а сразу после получения первого транша согласился заключить с американцами новый договор об аренде, подняв ежегодную оплату с $20 млн до $60 миллионов.

Одновременно стало известно о нецелевом расходовании российской помощи, которая, по некоторым данным, была "распилена" президентским окружением. Еще одна история касается льготных поставок в Киргизию российского топлива, которое, как оказалось, скупалось местными дельцами и втридорога перепродавалось на ту же базу в Манасе. Этот вопрос стал темой отдельного разговора с киргизским премьером Данияром Усеновым во время его февральского визита в Москву.

Москва ответила на эти действия замораживанием кредитных траншей, прекращением финансирования строительства ГЭС "Камбарата-1" и отменой льготных таможенных пошлин на поставляемый в Киргизию бензин и дизельное топливо.

В общем, Бакиев вел себя настолько неприлично, что Москва решила поставить его в менее удобное положение, чтобы он, наконец, определился. Но, похоже, говорить об этом теперь уже поздно, и при этом нет никаких оснований полагать, что выстраивание отношений с новым руководством Киргизии будет проходить намного легче. Прежде всего, потому, что захватившая власть оппозиция крайне неоднородна. Все эти люди объединились против Бакиева, но сегодня трудно прогнозировать, как они поведут себя, утвердившись во власти. Все они в разное время сотрудничали и с Акаевым, и с Бакиевым, конфликтовали с ними и уходили в оппозицию.

Глава временного правительства Роза Отунбаева считается умеренным политиком и выступает за сближение с Россией. Незадолго до последних событий она назвала нетерпимой ситуацию, когда в небольшом государстве располагаются военные базы двух, как она выразилась, "противоположных стран". И однозначно дала понять, что остаться должна Россия. Но, по большому счету, это ничего не значит – Отунбаева признает, что "из истории с Афганистаном за два счета не выпутаешься". А это значит, что в ближайшее время никаких серьезных шагов по ликвидации базы в Манасе от новой киргизской власти ждать не приходится. Приятно слышать, что "Россия была и останется стратегическим союзником Киргизии, и это выбор народа, а не режима, который приходит и уходит". Но Роза Отунбаева – дипломат с двадцатилетним стажем, и ни для кого не являются секретом ее устойчивые связи с западными политиками, налаженные за годы работы в ЮНЕСКО, посольствах и МИД Киргизии.

В общем, надеяться на то, что новая власть не сразу начнет наступать на старые грабли, разумеется, можно. Но одновременно важно понимать, что все киргизские элиты принадлежат к советской или постсоветской номенклатуре, и иметь дело с любой их конфигурацией будет очень непросто.

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей