ФОТО: ИТАР-ТАСС |
В 2010 г. в России было продано 1,9 млн легковых и малотоннажных автомобилей – на 30% больше, чем годом ранее. Впрочем, в прошлом году сильно вырос и весь мировой авто рынок – на 20%. Средняя цена проданного в РФ автомобиля в 2010 г. выросла на 7% (что сопоставимо с уровнем инфляции) и составила $22,6 тысячи. В 2011 г., по оценкам аналитического агентства "Автостат", продажи автомобилей в России могут возрасти на 27% – до 2,27 млн штук (а во всем мире ожидается лишь 5 –7%-й рост). Год начался весьма неплохо: комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) утверждает, что в январе объем продаж новых авто вырос на 72% по отношению к январю 2010 года. Цифры весьма впечатляющие, особенно на фоне Европы, где в январе продажи сократились на 1,4%.
Не менее впечатляющими темпами растет и производство автомобилей. Как сообщает Росстат, в январе 2011 г. количество сошедших с конвейера легковушек выросло по сравнению с прошлым январем в 2,3 раза, грузовых автомобилей – в 2,8 раза, автобусов – в 5 раз. Перспективы отрасли внушают оптимизм: на предложение правительства о заключении соглашений по промсборке на новых условиях откликнулись уже пять мировых автогигантов. На днях АЕБ и Объединение автопроизводителей РФ подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий расширение сотрудничества в области автомобилестроения между иностранными и российскими автопроизводителями. Вместе с тем эксперты полагают, что доля "традиционного" российского автопрома на нашем рынке останется неизменной – на уровне трети от общего объема продаж.
Зарубежные эксперты уже поспешили причислить Россию к крупнейшим центрам мирового автопрома и перспективнейшим авторынкам мира. Согласно прогнозу Boston Consulting Group, к 2020 г. она будет занимать шестое место в мире по объему продаж автомобилей (4 млн штук), обогнав Германию, Францию, Великобританию и Италию. Сейчас Россия находится на десятом месте. Что касается производства, здесь позиции заметно слабее: накануне кризиса Россия занимала 12-е место, затем свалилась на 19-е и сейчас вновь карабкается вверх, добравшись пока до 15-го.
Вместе с тем докризисных показателей российский авторынок еще не достиг. В 2008 г. в стране было реализовано около 3 млн новых автомашин. На этот уровень Россия вернется лишь в 2013 – 2014 гг., и то лишь при самых благоприятных обстоятельствах. Уже в следующем году, согласно большинству прогнозов, рост продаж существенно замедлится и в дальнейшем будет ниже 10% в год. Дело в том, что резкий взлет рынка в 2010 – 2011 гг. вызван, главным образом, "отложенным спросом" на автомобили. В период острой фазы кризиса многие россияне, подумывавшие о замене авто, отложили эти планы на более благоприятные времена, и спрос резко упал.
Наступили лучшие времена, и люди вновь занялись обновлением своего автопарка. В этот же момент хорошо сработал другой фактор – государственное стимулирование продаж. По оценкам АЕБ, в прошлом году программа утилизации автохлама обеспечила около 70% роста продаж на российском рынке. Она будет оказывать заметный стимулирующий эффект еще около полугода, но затем этот эффект сойдет на нет, поскольку отложенный спрос будет полностью удовлетворен.
Теперь надежды возлагаются на кредитную политику: емкость рынка автокредитования за 2010 г. увеличилась более чем вдвое – до $10 млрд, а доля автомашин, покупаемых в кредит, возросла с 30% до 40%. И эти цифры, по всей видимости, будут расти и впредь. То есть объемы продаж будут все больше и больше превышать платежеспособный спрос на автомобили. А это рано или поздно приведет если не к новому кризису, то уж точно – к проседанию рынка. Кредиты вызывают увеличение продаж за счет "завтрашнего" спроса: покупаются автомобили, деньги на которые еще не заработаны. И если завтра новые кредиты окажутся менее доступными, то потребители не смогут приобрести на них "послезавтрашние" машины. Значит, вся эта кредитная пирамида рухнет, и спрос тут же придет в соответствие с реальными потребностями и покупательной способностью населения (то есть окажется близким к нулю).
Впрочем, есть и более обнадеживающий фактор роста – это локализация автомобильного производства в России. Новые правила режима промсборки предусматривают предоставление зарубежным концернам возможности беспошлинного ввоза автокомпонентов в течение восьми лет. Но для этого концерн должен добиться того, чтобы производимые им здесь автомобили на 60% состояли из компонентов, сделанных в России. По мнению экспертов Boston Consulting Group, именно расширение продаж таких "локализованных" иномарок обеспечит рост рынка в последующие годы.
Импорт же может быть простимулирован вступлением России в ВТО, которое, как ожидается, состоится до конца текущего года. В этом случае уже с 2012 г. ввозные пошлины на новые иномарки будут снижены с 30% до 25%, а затем в течение еще шести лет – до 15%, то есть, в итоге – вдвое. Столь растянутое во времени снижение пошлин, конечно, не окажет заметного влияния на цену импортируемых авто, и все же можно надеяться, что она не будет расти пропорционально инфляции.
Но в ближайшее время могут появиться и довольно серьезные факторы роста цен на автомобили. Так, машины отечественного производства, по всей видимости, поднимутся в цене из-за подорожания черных и цветных металлов. Согласно прогнозам Минэкономразвития, рост цен на черные металлы в текущем году может составить 30%, а цветные подорожают еще сильнее. Представители министерства и Федеральной антимонопольной службы уже обратились к металлургам с грозным предупреждением: подобный скачок цен снизит конкурентоспособность отечественной продукции, в том числе автопрома. "По нашим подсчетам, легковые автомобили вырастут в цене более чем на 3%. Это достаточно серьезный негативный фактор", – отметил замглавы МЭР Андрей Клепач.
Кроме того, автомобили могут подорожать, если будет утверждено готовящееся изменение программы утилизации автохлама. Его суть в том, что государство намерено снять с себя соответствующие затраты и возложить их на производителя: кто сделал машину, тот пусть ее и утилизирует. Ну, а производители, естественно, постараются переложить это бремя на покупателя. То есть, приобретая новый автомобиль, мы будем вынуждены сразу же выплатить его "похоронные". Если же производитель находится за рубежом, то покупателю, по всей видимости, придется заплатить некий фиксированный сбор при "растаможке" автомобиля. Учитывая неразвитость системы утилизации автомобилей, подобны "взносы" обещают быть немаленькими. Согласно экспертным оценкам, сегодня утилизация одного рыдвана обходится в 3 тыс. руб. – но это при условии, что в данном регионе имеется соответствующее предприятие (а в большинстве регионов их нет). И совершенно очевидно, что рост цен будет тормозить расширение российского авторынка и развитие автопрома.