Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Возрожденный спектакль кочует по разным площадкам. Премьера в театре имени Вахтангова, дальше – Таганка и Театр эстрады. Неприкаянный. Почти такой же, как и героиня актрисы Ирины Апексимовой.
"Наш Декамерон" вернулся на столичную сцену. Первая постановка состоялась в 1989 году с Татьяной Догилевой в главной роли. Лишь пронзительный текст Эдварда Радзинского да имя режиссера остались без изменений. Новые декорации (художник сцены Владимир Боер), новые костюмы (Владимир Бухинник), новое восприятие пьесы. И все же документальность описания реалий нашей жизни, способная шокировать еще десять лет назад, уже не ужасает и не пугает. Привыкли. И не такое видали.
"В Москву, в Москву..." – извечный крик чеховских сестер эхом отдается в душе девчушки из тихого до омерзения провинциального городка. Прочь отсюда – чуть ли не по трупам, ломая и круша, втаптывая обидчиков в грязь и мрак небытия. Жизнь не улыбнулась, а лишь оскалилась: вместо театрального института – прачечная, вереница сутенеров, свое место на Плешке или Тверской. Монолог о сволочах-мужиках, размышления о странностях любви, сага о похождениях "проститутки поневоле" во времена развитого социализма с транспарантами, лозунгами и портретами вождей на стенах.
"Декамерон" Джованни Боккаччо – сборник новелл, которые рассказывают друг другу убежавшие от чумы из Флоренции на загородную виллу молодые отпрыски патрицианских семей. Десять дней они развлекаются, выслушивая смешные и поучительные истории. "Читательницы получат удовольствие – столь забавны приключения, о коих здесь идет речь, – и в то же время извлекут для себя полезный урок: они узнают, чего им надлежит избегать, а к чему стремиться. И я надеюсь, что на душе у них станет легче".
От просмотра спектакля Романа Виктюка легче не становится. И непонятно, кого винить: то ли фантазию Радзинского, то ли истерично-правдивую игру Апексимовой, а может, режиссера. Или нашу жизнь, наконец. Ту самую, которую создаем своими же руками и в которой варимся изо дня в день, не замечая ее ужасов.
Много чего произошло за десять лет: не стало Советского Союза, нам дали поиграть в демократию и повоевать, отдохнуть от дефицита и очередей. "Но кто героиня и тех, и этих дней? По какому персонажу, как по ископаемому, можно определить состояние общества? И это, оказывается, жрица любви, проститутка! Энергетика человеческого тела – а ведь к ней, к ее телу прикасаются представители всех сословий – оставляет на теле проститутки своеобразные следы; проститутку можно читать, как папирус, и определять все основные болезни общества. Эта мысль может показаться смешной или наивной, но это так". Режиссерская трактовка весьма оригинальна, впрочем, как и сам режиссер.
Помимо Ирины Апексимовой, в спектакле задействованы актеры, уже работавшие ранее в спектаклях Виктюка: Владимир Зайцев сотрудничает с ним более 12 лет (в том числе и в первой редакции спектакля). Людмила Погорелова была занята в таких знаменитых постановках Романа Виктюка как "М. Баттерфляй", "Механический апельсин", "Саломея". Егор Пазенко с 2000 года в труппе театра им. Моссовета. Сейчас в его активе партия Иуды в рок-опере "Иисус Христос – суперзвезда", однако с Виктюком он работает впервые.
Сценическое действо не рождает в зале равнодушных, скучающих лиц. Кто-то восхищается игрой актеров, кто-то ругает режиссера за излишнюю "чернушность", другие сокрушаются, что спектакль только "об этом": "Разве нет в жизни ничего светлого?". Есть, но за беззаботным весельем надо идти не к Виктюку, а в цирк.
Спектакль не устарел, но время его ушло. И через фразу бросаемые в зал слова "суки" и "падлы" уже не кажутся завоеванием гласности или свободой самовыражения. Зритель от них ежится и поглубже зарывается в кресло, а не приходит в дикий восторг, как десять лет назад. Ему неловко. Поток грязи, который льется со сцены, не воспринимается как откровение. Это всего лишь история о сволочах-мужиках, о злой судьбе и выборе своего пути в том жутком мире, где нам посчастливилось жить.
13 апреля спектакль "Наш Декамерон" будет идти на сцене Театра Эстрады.
Лидер признался, что не доверяет российскому коллеге
Решение проблемы может занять долгое время