На фоне прошедшей недавно московской Ярмарки образования, оставившей после себя множество недоуменных вопросов, "Школа-2001" выглядела весьма и весьма представительно
C 12 по 15 апреля в выставочном центре "Сокольники" проходила пятая международная выставка "Школа", организованная образовательным центром "Бакалавр" при участии Министерства образования и Российской академии образования. В те же дни там же проходила и международная выставка "Ярмарка профессий".
На фоне прошедшей недавно московской Ярмарки образования, оставившей после себя множество недоуменных вопросов, "Школа-2001" выглядела весьма и весьма представительно. Казалось, там были учтены все или почти все потребности учеников (примерно со старшего додетсадовского возраста) и учителей: специализированная пресса, дидактические материалы, учебники, наглядные пособия, мебель, компьютеры, одежда, игрушки и многое другое. Все четыре дня на специально оборудованной сцене проходили демонстрации моделей одежды для школьников и выступления детских коллективов из регионов России. Во время работы выставки прошли семинары, "круглые столы", конференции, открытые уроки – в общем, все то, что помогает профессионалам найти друг друга и обменяться опытом. Среди вопросов, обсуждавшихся на этих мероприятиях, – проблемы социализации детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов), место идеологии в современной школе, профилактика наркомании у детей и подростков, программа единого тестирования выпускников и т.п.
Наверное, самыми активными посетителями и участниками выставки были учителя из регионов. Видя в мероприятии редкую возможность встреч с авторами учебников, методик, педагогических концепций, с чиновниками различных образовательных структур, с коллегами со всей России, преподаватели-регионалы использовали эту возможность, что называется, на полную катушку. Зачастую их рассказы о реальной практике разрушали все прекраснодушные построения и идеи, придуманные в столицах, в очередной раз напоминая, что действительное положение дел мало соответствует идеалу и с этим нужно считаться. К примеру, о какой компьютеризации может идти речь в школах, где проблемой являются простейшие наглядные пособия (нет денег!), а также отопление и электричество?
В этом смысле весьма показательно выглядели стенды сельских школ – образцовых сельских школ, представленных на московской выставке. В то время как центральные частные и государственные учебные заведения при помощи качественных буклетов рассказывали о своем первостатейном оборудовании, замечательных достижениях учеников в области высоких технологий, о работе, учитывающей лучший российский и зарубежный опыт, и прочих завлекательных вещах, сельские школы без полиграфических изысков демонстрировали то, что создано непосредственно руками учащихся: игрушки, народные костюмы и тому подобные милые вещи, в которых присутствует душа создателя и душа педагога. Все очень душевно, но, увы, не показывает качества общего образования и никоим образом не развеивает убеждения о том, что выпускнику сельской школы нужно обладать недюжинными способностями и силами, чтобы продолжить учебу уже в высшем учебном заведении. Миф о всех дорогах, открытых молодежи независимо от места жительства, остался в советском времени, и с этим никто не спорит.
Хотя, конечно, для унификации минимального оборудования школ по всей стране делается многое. Скоро год, как существует программа интернетизации образования, касающаяся в первую очередь школ в малых городах и в селах. Разрабатываются технические решения, развернута система подготовки кадров, которой занимается Федерация интернет-образования и Нефтяная компания "ЮКОС", реализующая проект "Поколение.ru". Всего в стране открыто сейчас 8 центров подготовки школьных учителей из различных регионов для работы в системе интернет-образования. Центры эти расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Красноярске, Новосибирске, Томске, Нефтеюганске и Воронеже. 25 апреля открывается центр в Барнауле на базе Алтайского государственного университета. До конце 2001 года должно открыться не менее 12 подобных центров, готовящих интернет-образованных учителей-предметников, администраторов образовательных учреждений, тьюторов, системных администраторов интернет-площадки, лидеров молодежных интернет-клубов. Все обучение и проживание для слушателей бесплатно, что, безусловно, снимает самую тяжелую проблему при решении педагогом вопроса "быть или не быть?".
При помощи интернет-технологий планируется также обеспечить и проведение единого тестового экзамена, который в этом году будет проводиться в порядке эксперимента в четырех регионах (Чувашия, Мордовия, Марий-Эл, Якутия), а в недалеком будущем станет обязательным для всех выпускников и абитуриентов России. По мнению создателей тестов, такой экзамен даст более объективную картину знаний учащихся, нежели привычный опрос по билетам, и поможет защитить выпускные и вступительные экзамены от различных подтасовок. Оба эти утверждения вызвали у журналистов и педагогов, присутствовавших на организованной в процессе выставки газетой "Первое сентября" пресс-конференции, реакцию весьма и весьма скептическую. Эксперимент требует срочной закупки дорогостоящего и сложного оборудования (например, сканеров, предназначенных для оцифровки экзаменационных листов с целью отсылки их на перепроверку в федеральные центры тестирования), хотя существуют и более простые технические решения, позволяющие обойтись без сканирования. Непродуманной представляется и система составления вопросов, не учитывающая существующей практики специализированного обучения. Известно, что "четверка" по физике в специализированной физико-математической школе, в обычной школе и в специализированной гуманитарной школе – это три разные оценки, которые нельзя и сравнивать. Тестовые вопросы же рассчитаны на обычную среднюю школу, и потому автоматически ведут к завышениям или занижениям оценок выпускников специализированных школ. Подозреваю, что и "технари" и гуманитарии будут себя при этом чувствовать полными идиотами или, мягче сказать, обманутыми. Впрочем, как было замечено на пресс-конференции представительницей Нижегородской губернии, что бы мы сейчас ни говорили, это не повлияет на окончательный результат: вводят же многократно осужденную и плохо продуманную двенадцатилетку. Так и единый недоделанный тест введут, невзирая ни на что. Однако было высказано предположение, что единое тестирование представляет собой угрозу для вузов, которые всегда сами составляли свои экзаменационные материалы, позволяющие определить абитуриентов, подготовленных к обучению именно в этом учебном заведении. Не случайно сейчас многие институты и университеты отказываются учитывать результаты тестирования (пока что экспериментального) – скорее всего они будут искать способы противодействовать "стрижке под одну гребенку" и в дальнейшем.
Как известно, non scholae, sed vitae discimus – не для школы, а для жизни мы учимся, если перевести с латинского. О жизни и своем в ней месте призывала посетителей задуматься "Ярмарка профессий", проходившая в другом крыле того же павильона, что и "Школа". Организованная при поддержке Министерства образования и Министерства труда и социального развития, "Ярмарка" знакомила не только с высшими и средними специальными учебными заведениями, но и с центрами труда и занятости. Представители центра "Перспектива" даже предлагали всем желающим определить при помощи современных методик свое призвание. Корреспондент "Yтра", вполне довольная жизнью и работой, тоже решила протестироваться.
Тестирование проходит в два или три этапа. Первый – ответ на вопросы "основного пакета", который учитывает состояние здоровья клиента (вчерашнего школьника или же взрослого человека, решившего сменить сферу деятельности), выявляет его способности и склонности, а также профессиональные предпочтения и желаемые условия работы. На основе этих сведений компьютер предлагает список возможных профессий. На втором этапе психолог с клиентом обсуждают полученные варианты и могут дополнить список, основываясь на ситуации на рынке труда. Судя по предпочтениям обращающихся в "Перспективу" работодателей, сейчас очень востребованы разнообразные менеджеры, секретари, операторы ПК и продавцы всевозможных товаров. На третьем этапе тестируемый может проверить себя в узкой сфере индуктивного, логического, абстрактного мышления, математических способностей, пространственного воображения, быстроты реакции и пр. По словам психологов из "Перспективы", результаты тестирования, как правило, укрепляют клиентов в их желании овладеть избранной профессией или – реже – "заново открывают им глаза". Еще говорят, что с теми, кто выбирает профессию впервые, работать легче, чем с теми, кто меняет ее: нет еще стереотипов мышления, наложенных работой по той или иной специальности. К сожалению, отсутствие системы обратной связи не позволяет провести статистические подсчеты, показывающие, какой процент клиентов выбрал профессию сообразно полученным рекомендациям. Лично мне рекомендации, данные компьютером, показались достаточно точными. Во всяком случае, они подтвердили, что мое призвание – быть журналистом. Или стоматологом.