Путин становится вечно живым

Теоретически президент может подать в суд на бизнесменов, использующих его изображение. Но стоит ли связываться? Особенно с целым народом

Грамотный пиар - это много. Это очень много, если уж начистоту. Самое главное в грамотном пиаре - чтобы информация преподносилась, так сказать, естественным образом: на кухнях коммунальных квартир, в транспорте, в курилках. Ну, сами посудите, от чего будет больший толк: от выступления по телевизору очередного обозревателя, пусть даже хорошо знакомого публике, или от сплетен-междусобойчиков? Один сказал, другой удивился, третий разнес сплетню по знакомым - вот уже и имя на слуху. А если имя на слуху, останется только его дополнить - где-то новой сплетенкой, где-то изящной фразочкой, брошенной вскользь, а где-то и маленьким скандальчиком.

Остается в сей грамотной парадигме только одно слабое звено: точка отсчета разговоров. С чего все начинается? Кто-то ведь должен запустить сложнейший механизм пересудов, болтовни, сплетен, слухов. И не просто запустить, а так, чтобы весь дружеский треп имел строго определенные границы: вот об этом говорить должны, а вот об этом - нет. Вот эта тема позволительна, а вот эта - табу. Репутация - первая и последняя цель всякого пиара - должна удерживаться в заданных рамках. Шаг влево, шаг вправо - и пиар пошел насмарку. Так что дело зачинателя невероятно тонкое, крайне деликатное и очень важное. Можно сказать, что именно зачинатель и является той ключевой фигурой, от которой зависит успех пиаровской кампании. И ничего удивительного нет в том, что на оплату успешного пиара не скупятся. Попробуй, поскупись, репутацию-то задешево не покупают.

Пиарщики - народ хитромудрый. Им отлично известно, что народ терпеть не может, когда о ком-то говорят сплошь хорошее. Начинает ему казаться, что все хорошее подстроено, а "кто-то" - выскочка и "неправильный" человек. Робот, механизм. Вот и приходится пиарщикам время от времени думать думу: как бы ненавязчиво "подпортить" реноме клиента (в рамках допустимого, конечно).

Есть, однако, не менее интересный, но столь же результативный вариант - выставить клиента жертвой собственной популярности. Как правило, указанный прием дает хорошие результаты, если популярность клиента действительно высока. Настолько высока, что уже становится помехой репутации. Там и сям начинают раздаваться сначала слабенькие, а потом все более уверенные голоса, утверждающие о каких-то там культах личности, ежовых рукавицах, отсутствии возможности всякой критики... Дескать, неправильная эта популярность, наигранная, не от народа исходит.

Вот и приходится пиарщикам идти на отчаянный шаг: вот, смотрите, клиент-то наш сам в пострадавших от своей славы ходит, а вы говорите... и как не стыдно! Конечно, никуда эти пасквильные голоса не денутся. Но в общем хоре сочувствия потонут. Факт! И будут просто не слышны.

Вообще-то я не об этом хотела рассказать. Мне тут приятную новость сообщили: нашим детям больше не придется играть в гнусную буржуинскую "Монополию", потому что всего за 250 рублей родители смогут приобрести своим малолетним потомкам настоящую российскую игрушку "Менеджер России". Адаптированную под нашу действительность, выпущенную на русском языке - какая прелесть! - в красивой упаковочке. А на упаковочке (нет, нет, не подумайте ничего плохого) надпись: "Детям от президента: учитесь делать бизнес на благо России!". На благо. Это значит, чтобы хорошо стало любимой России-матушке, кормилице нашей, заступнице, Родине единственной. Ведь замечательно, когда дети с малых лет учатся думать о стране и быть ее благодетелями (делать бизнес на благо - это и есть бизнес-благодетельство, если по старинке выражаться).

Очень радует, что с напутствием облагодетельствовать Россию к детям обращается не кто-нибудь, а сам президент. Каждый ребенок, которому любящие родители подарили игру, теперь абсолютно точно знает, каким хочет видеть его лидер нации: умеющим делать бизнес - раз, благодетелем России - два. Коротко, ясно, никаких недомолвок. И ребенок понимает: если президент обращается к нему, значит он нужен президенту, значит, президент любит и заботится о нем.

Вы думаете, это сам Путин организовал выпуск подобной игрушки? Ничего подобного! Владимир Владимирович не настолько самовлюбленный человек, чтобы заниматься подобными вещами. Но народ, господа, народ... Если уж кого полюбит, пиши пропало. Руководитель фирмы, занимающейся производством "Экономической игры "Менеджер России" Валерий Панкратов говорит, что часть тиража в благотворительном порядке будет отдана в детские дома, а в будущем на упаковке рядом с надписью появится портрет самого президента (пока там лишь его условное изображение).

Адвокат Анатолий Кучерена журит Панкратова: "Теоретически президент может подать в суд на бизнесменов, использующих его изображение: законодательная база для этого есть". Но даже если есть база, стоит ли судиться по мелочам? Путин - человек занятой, проблем у него много, весь в трудах, аж с ног сбился. Бог с ним, с незаконным использованием, дела-то и поважнее есть. Конечно, никто к нему за разрешением не обратился. Как портреты лепить где ни попадя - так пожалуйста, а как оригинал уважить - куда там... А что делать! Забросить дела и таскаться по судам? На дуэль-то не вызовешь. Знают, хитрые, алчные, знают, как радеет президент о благе народном, как ночи напролет не спит, как некогда ему, сердешному, личную свою честь отстоять - все о чести государственной печется. Вот и норовят на имени и портрете президента нажиться, используя его популярность да занятость.

А ведь много таких, ушлых да алчных, много и таких, которые хотят увековечить память о нем: в Питере бронзовый бюст для "Единства" сделали, в Челябинской области - чугунный для всех желающих, в самом Челябинске - торт с его портретом, а в Москве - футболки. В Псковской области - вообще музей открыли и проложили мемориальный маршрут "Прогулка по местам пребывания в Изборске президента В.В.Путина". Даже церковь решили поставить в память об избрании Владимира Путина президентом России - храм Святых царствующих страстотерпцев в поселке Красный Сад Ростовской области.

И никуда от этой славы не денешься! А вы говорите "в суд". Разве можно судиться с целым-то народом? Глас народа, как известно, - глас Божий. А против Бога не попрешь.

Выбор читателей