Автопром в сетях криминала

По данным Генеральной прокуратуры, ежегодно с "АвтоВАЗа" похищается 1 млрд. рублей Однако данные аудиторских проверок говорят о том, что размер хищений может быть гораздо больше

То, что "АвтоВАЗ" вот уже много лет находится в перманентном кризисе, ни для кого не секрет. И кризис этот связан, прежде всего, с тем, что постепенно крупнейший в стране автогигант оказался под пятой криминала. Все остальные проблемы – лишь производные от этой главной.

В начале марта на заводе радостно сообщили, что "АвтоВАЗ" вернулся к обычному графику работы – такое решение принято в связи со стабилизацией ситуации на автомобильном рынке. Напомним, что сокращенные 6-часовые рабочие смены были введены в конце ноября прошлого года из-за кризиса перепроизводства, который наблюдался уже с начала 2002 г. Впрочем, очередная победа автозаводцев связана не столько с усилиями менеджмента, сколько с обычным для января ростом спроса. Каждый год с середины января покупательская активность на рынке легковых автомобилей возрастает. Многие автолюбители в конце года ждут с покупкой до января, чтобы получить машину, которая по документам будет моложе на целый год.

Что возобновилось производство и наладился сбыт – это, конечно, хорошо. Однако проблемы "АвтоВАЗа", как мы уже отметили, сводятся отнюдь не только к кризисам перепроизводства. Завод уже долгое время лихорадит от бесконечных скандалов, криминальных разборок и хищений, причем хищений буквально всего – от запчастей до денег. При этом Генеральная прокуратура подозревает в хищениях уже не каких-то "братков" (братки – само собой, они никуда не делись), а непосредственно руководство завода.

Об этом заявил в Самаре заместитель генпрокурора России Владимир Колесников, который возглавляет следственную группу Генпрокуратуры, работающую на "АвтоВАЗе". "Помимо трех дел о хищениях автомобилей – имеются в виду известные дела Березовского, Патаркацишвили и Дубова, – мы приступаем к расследованию еще восьми дел о воровстве запчастей и товарных автомобилей с "ВАЗа", – сказал Колесников. В качестве подозреваемых фигурируют руководители завода. Колесников не исключает, что прокуратура может обратится с вопросами и к самарскому губернатору Титову.

По данным Генеральной прокуратуры, ежегодно с завода похищается 1 млрд. рублей (чуть больше 30 млн. долларов). Такую же сумму называет генеральный директор завода Виталий Вильчик. Однако данные аудиторских проверок говорят о том, что размер хищений может быть гораздо больше. В частности, приводится цифра в 200 млн. долларов в год. Следственная бригада под руководством Владимира Колесникова работает в Самарской области с августа 2002 года, и уже меньше чем через месяц после начала работы Колесников отрапортовал о возбуждении более двадцати уголовных дел.

В частности, был вскрыт механизм хищений на автозаводе. Как выяснилось, запчасти и готовые автомобили крали сами сотрудники "АвтоВАЗа", причем целыми контейнерами, вывозя их через КПП по пропускам на проезд без досмотра. Пропуска были подлинными: они выписывались сотрудниками завода, наделенными соответствующими полномочиями. Колесников заявил, что подозревает в хищении запчастей одного из заместителей генерального директора. В частности, прокуратуре удалось установить причастность сына этого заместителя к продаже запчастей по заниженной цене. Подобных схем на заводе существует десятки.

Как известно, одним из первых авторов схем крупномасштабных хищений был Борис Абрамович Березовский, который якобы украл через "ЛогоВАЗ" автомобилей на 60 млрд. неденоминированных рублей (то есть порядка $12 млн.). "Якобы" – потому что пока это не доказано в суде. Однако по сравнению с возможным масштабом нынешних хищений это просто мизерная сумма. Колесников заявил, что масштаб вскрытых нарушений настолько велик, что следственная группа проведет в Самарской области не меньше двух-трех лет.

Разворошить это бандитское гнездо государству нужно не только для восстановления законности и порядка, хотя это вполне естественная и благородная цель. Дело в том, что из-за многолетнего попустительства криминалу тольяттинский завод потерял всякую привлекательность для инвесторов и оказался в стратегическом тупике. Это к вопросу об инвестиционном климате, который почему-то никак не налаживается на просторах российской экономики.

Вывести завод из тупика можно было бы с помощью какого-нибудь западного партнера, но желающих погрузится в кровавый мир российской мафии как-то не находится. Даже прародитель "АвтоВАЗа" итальянский Fiat отказался от сотрудничества именно из-за большой криминализированности завода.

Выбор читателей