Прогрессив-альбом во славу Божию

Первый сольный релиз экс-лидера калифорнийских прог-рокеров Spock's Beard – двойной концептуальный альбом, в котором Нейл Морс обращается к вечным вопросам смысла бытия, религии и места человека в этом мире

Neal Morse – "Testimony" (2003)




Нейл Морс не ударился в богоискательство и не стал проповедником – он просто рассказывает о своем сегодняшнем мироощущении... Первый сольный релиз экс-лидера калифорнийских прог-рокеров Spock's Beard – двойной концептуальный альбом, в котором Нейл обращается к вечным вопросам смысла бытия, религии и места человека в этом мире. Концептуально-мистическим был и "Snow", последняя работа музыканта в составе SB; таким образом, "Testimony" с известными оговорками может считаться ее продолжением. Тем более что собственный узнаваемый клавишный саунд Морс, уйдя из группы, прихватил с собой. Несколько возросшая доля акустических инструментов оставляет ощущение более спокойной, умиротворенной работы, созданной Нейлом в абсолютном согласии с самим собой. Часть треков украшают красивые "фильмовые" оркестровки (спасибо персоналиям из Nashville Symphony!); всю ударную работу на альбоме проделал старинный приятель Нейла Майк Портной. За исключением "канзасовца" Керри Ливгрена (гитарное соло в "Long Story"), остальные "гости" не столь известны широкой общественности; но с очень многими инструментами и партиями Нейл справился самостоятельно. Понятно, не без помощи Того, чье существование он и намеревался доказать (testimony) этим альбомом...
(****)


Alexander Kostarev Group – Live@InProg (2003)
Прогрессив-фьюжн в нашей стране сегодня играют считанные единицы... Живое часовое выступление самобытного екатеринбургского гитариста Александра Костарева с группой на фестивале интеллектуальной музыки "InProg-2003", проходившем в феврале прошлого года. Издатели позиционируют музыкантов как последователей Mahavishnu Orchestra (прежде всего, альбома "Apocalypse"), а якобы скрипичный Concerto Grosso #1 напоминает им Вивальди и Паганини; от себя я бы еще добавил в список Focus, Colosseum и Хэммилла. Тем более что сам Костарев не скрывает своих духовных корней: это симфо-, арт- и джаз-рок 70-х. Четверо (всего четверо!) музыкантов, игравшие с ним в тот вечер, – виртуозы, черпающие вдохновение из тех же источников. Скрипач и барабанщик ранее работали с группой "Рада и Терновник", а клавишница Морозова преподает музыку детям в престижной частной школе (интересно, изучают ли там Эмерсона и Вейкмана?). Блистательный пост-джаз-роковый сейшн – с ELP'овским органным стаккато, визгливой скрипкой в духе Жан-Люка Понти, напористым саксом (в таких проектах он, как правило, иным и не бывает), нежной флейтой и "порхающей" губной гармошкой, интеллигентными и неистовыми барабанами и весело жужжащей зеленой гитарой... И все это – помноженное на концертный драйв, энергетика которого замечательно "прет", даже будучи зафиксированной в куске пластмассы.
(****)


Poverty's No Crime – "The Chemical Chaos"(2003)
Химический хаос – понятие, знаете ли, очень... емкое... В России зачастую повсеместно проявляется такой вот его вариант: "Головка бо-бо, денежки тю-тю, ручки трясутся, а во рту – бякиш...". Похмельный синдром, иначе говоря... С точки зрения музыкантов Poverty's No Crime, все куда как более возвышенно и непросто: "...химический хаос в определенном смысле влияет на человеческую судьбу: с научной точки зрения, полнокровная жизнь – лишь бесконечная последовательность химических и физических процессов, теоретически измеримых, но все равно слишком сложных, чтобы в них разобраться...". "The Chemical Chaos" – пятый альбом немецких прог-металлистов; темы судьбы и предопределенности событий в нем затрагиваются тоже. Тщательно выверенный баланс между жесткостью риффов и яркостью мелодий позволяет классифицировать данную пластинку как пограничную между классическим хард-н-хэви с легкой примесью doom- и готики (Rainbow, Dio) и интеллектуальным "клавишным" квази-трэшем (Threshold). Ознакомительную "примерку" рекомендуется начинать с треков "Every Kind Of Life", "All Minds In One", "Left To Chance" или "Pact With The Past" – как наиболее характерных. Так что... "химический хаос" в немецком варианте на поверку оказался намного симпатичнее российского.
(****)


Ron Carter – "The Golden Striker" (2003)
Взгляд у Рона Картера веселый и озорной – с равным успехом можно посчитать его и "чуть за сорок", а можно дать и все 65. Последнее как раз соответствует реальности – знаменитый контрабасист успел пять лет отработать в "золотом" составе группы человека-легенды Майлса Дэвиса (в 1963-68 гг.). Очередная сольная работа музыканта записана в формате трио – вместе с Картером здесь играют гитарист Рассел Мэлоун и пианист Малгрю Миллер. Роль последнего на данной пластинке отнюдь не сводится к "просто аккомпанементу", так что время от времени звуки клавиш даже провоцируют бледные ассоциации с записями Оскара Питерсона... Весьма любопытным вышло прочтение "Аранхуэзского концерта" Хоакина Родриго, в интерпретации трех матерых джазистов фрагментарно напоминающее тему из киносаги о приключениях Штирлица; также интересно выглядит обработка заглавной "The Golden Striker". Остальная музыка создана в недрах коллектива. Мягкая пост-боповая пластинка, ненавязчивая и сонно-приятная. Местами звучит почти академично и оттого скучновато; странно только, что контрабаса здесь ощущается несколько меньше, чем, казалось бы, положено для сольного, "именного" альбома...
(***)

Пластинки для обзора предоставлены концерном "Группа Союз" (1, 3), компаниями "Starless Records" (2) и "SBA Gala Records" (4).

Выбор читателей