Художник в отражениях красного и черного

Собрать персональную выставку большого мастера – задача не из легких. На юбилейной выставке художника Николая Вечтомова в Третьяковской галерее представлена только ранняя графика мастера


Фото: newizv.ru



Собрать персональную выставку большого мастера – задача не из легких. 80-летний классик московского авангарда честно пытался предоставить Государственной Третьяковской галерее свои работы, разбросанные по всему миру, да так и не успел – просто не хватило времени. По этой причине, несмотря на все усилия кураторов Третьяковки, на юбилейной выставке известного художника Николая Вечтомова представлена только ранняя графика именинника.

Николая Вечтомова называют "живой легендой русского искусства". Это он в незапамятные времена привез в подмосковное Лианозово к Евгению Кропивницкому молодых художников Владимира Немухина и Лидию Мастеркову, которые впоследствии образовали ядро знаменитой "Лианозовской группы". Сегодня Николай Евгеньевич Вечтомов, единственный из лианозовцев, продолжает жить в тех краях.

Здесь на художника когда-то нашло творческое озарение. На фоне впечатлений от подмосковной природы рождались первые абстрактные пейзажи мастера. Начав, как и многие его единомышленники, с абстрактного экспрессионизма, Вечтомов быстро нашел собственную манеру, в которой природные формы прихотливым образом сочетались с геометрическими мотивами. "Мы живем в темноте и уже свыклись с ней, вполне различаем предметы. И все же свет мы черпаем оттуда, из сияния закатного Космоса, он-то и дает нам энергию видения. Поэтому для меня важны не предметы, а их отражения, ибо в них таится дыхание чужеродной стихии", – сказал он однажды Немухину.

Как и многие мужчины его поколения, Николай Вечтомов участвовал в Великой Отечественной войне, сражался в Сталинградской битве, дважды бежал из немецких лагерей для военнопленных. Что, разумеется, нашло отражение в его творчестве. Пугающий сюрреализм некоторых вечтомовских сюжетов – не что иное, как тяжелые переживания собственной биографии. "Сталинград врезался в мою память на всю жизнь четко, как в кинокадрах... Нас шло двое. Место пустынное, редкие деревни, калмыцкие поселения, где нет никакой скотины, ничего. Время от времени доносились взрывы, пролетали самолеты. Было морозное утро, все вокруг запорошено снегом. Вдруг показался наш "ястребок" и тут же "мессершмит". Они снизились, разошлись, и началась дуэль, единоборство. Развернувшись, стали атаковать друг друга влобовую, в километре от нас. Трассирующие потоки пуль – все было, как в немом кино. После того как они прошли друг над другом, наш развернулся через крыло и сразу пошел вниз. Удар об землю, бензиновое кольцо вокруг, и все. И ни одной души кругом – кто и когда его найдет? Вот и сюрреализм", – рассказывал художник в одном из своих интервью.

Творческая манера мастера, нашедшего свой стиль в начале 1960-х, практически не менялась на протяжении десятилетий. Этот стиль легко узнаваем по характерному красно-черному колориту и гладкой, будто лаковой фактуре живописи. Юбилейная выставка "Поиски жанра" предоставляет редкую возможность познакомиться с менее известными образцами графики Николая Вечтомова 1950-60-х годов – эпохи его первых творческих поисков области абстрактного искусства.

Сам же Вечтомов искренне верит, что даже его "долианозовские", реалистические работы обладают не меньшей ценностью. Почтенный юбиляр мечтает о масштабной ретроспективной экспозиции в Третьяковке.

Выставка работает до 5 декабря

Выбор читателей