Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Состоявшиеся недавно саммиты Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сантьяго (Чили) и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) во Вьентьяне (Лаос) выявили отличные перспективы экономики региона и растущий на Западе интерес к нему. Конечно, сейчас всех интересует, в первую очередь, Китай с его населением в 1,3 млрд человек и стабильными темпами роста экономики более чем на 8% в год. Только по итогам этого года он, как ожидается, привлечет более $60 млрд прямых иностранных инвестиций. Однако даже такой монстр не может полностью затмить собой другие страны Восточной Азии и Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Там проживают примерно 3 млрд человек, а экономический рост в среднем по региону не хуже китайского: 6-9% в год.
И Европа, и США тянутся к Востоку – каждый со своей стороны. Штатам в этом смысле проще: они, как одним боком тихоокеанская держава, являются членом АТЭС. Последний саммит этой организации (а в нее входит 21 страна) наглядно показал, кто там главный: Джордж Буш жил в Сантьяго в самой охраняемой гостинице, рядом с тем местом, где проводился саммит, и, тем не менее, главы других стран ездили к нему на аудиенцию, если была необходимость в двусторонней встрече. Ездил туда, кстати, и Владимир Путин – Россия тоже входит в АТЭС. Конечно, доминирование США в этой организации устраивает далеко не всех, особенно недовольны азиаты, но перспектива установления к 2020 г. режима свободной торговли с США их подкупает.
Европа, находясь в географическом удалении от Юго-Восточной Азии, втягивается в интеграционные процессы в этом регионе с некоторым запозданием. Она "подкатывает" к АСЕАН – организации, где США нет и в помине, а значит, можно побыть наедине с Азией. На сентябрьской министерской конференции АСЕАН и ее партнеров уже предметно говорили о зоне свободной торговли между двумя оконечностями Евразии. "Мы еще не приняли решения, когда именно будет создана зона свободной торговли АСЕАН – ЕС. Однако мы исходим из того, что это обязательно произойдет, и уже готовим для этого почву", – сказал тогда комиссар по торговле ЕС Паскаль Лами. Почва готовится: идет синхронизация торговых режимов по наиболее приоритетным товарным категориям (продукты питания, морепродукты, древесина, электроника), а также разрабатываются двусторонние соглашения о свободной торговле между ЕС и отдельными странами АСЕАН.
АСЕАН, со своей стороны, тянется к ЕС за опытом интеграции. Ведь в планы Ассоциации входит создание на Востоке Азии чего-то подобного Европейскому союзу. К 2020 г. (заметьте, тот же срок, что и в АТЭС) намечено создание Сообщества АСЕАН, или Восточно-Азиатского экономического сообщества (ВАЭС), которое объединит асеановскую "десятку" и ее окрестности, – прежде всего, Китай, Южную Корею и Японию. Эта идея не нова: ее выдвинул еще в начале 90-х тогдашний премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад. Сейчас полным ходом идет интеграция в формате АСЕАН+3 (плюс Китай, Корея, Япония), на повестке дня переговоры о создании зон свободной торговли с этими странами. Но конечная цель интеграции – сообщество, которое очень напоминает ЕС. Тут тоже предусмотрены три "опоры": Экономическое сообщество АСЕАН (ЭСА), Сообщество безопасности АСЕАН (СБА) и Социокультурное сообщество АСЕАН (СКА). Организация должна быть, очевидно, как в Европе, наднациональной. На вьентьянском саммите была принята программа действий – детализированный план продвижения к Сообществу АСЕАН в период с 2004 по 2010 годы. И уже в следующем году в Малайзии предполагается провести первый Восточно-азиатский саммит.
Именно АСЕАН, в силу своей региональной и идейной сплоченности, претендует на роль основного интеграционного центра Востока. Ассоциация стала "региональным магнитом", вокруг которого кристаллизуется экономическая интеграция стран Восточной и Южной Азии, а также Австралии и Новой Зеландии, утверждает сотрудник индонезийского Центра стратегических и международных исследований Бантарто Бандоро. При этом население стран АСЕАН составляет 560 млн человек, а их суммарный ВВП превышает $1 триллион. И на саммите было несколько витиевато отмечено, что ассоциация намерена играть на мировой арене "намного более заметную роль, чем та, на которую дают право даже эти весьма серьезные показатели". То есть, у АСЕАН есть претензии на безусловное доминирование в регионе от Тибета до Гавайских островов и от границ России до Австралии. Хотя и тут возможны варианты: например, разрабатывается, в числе прочих, и такой формат интеграции, как АСЕАН+2 (плюс Австралия и Новая Зеландия). С ними тоже планируется начать переговоры о ЗСТ. Если же и они войдут в ВАЭС, то границы этого сообщества будут простираться на юг до берегов Антарктиды. Правда, не следует забывать, что эта парочка – союзники США, и в их лице азиаты получат "засланных казачков" в своих рядах.
А на Севере неохваченной остается Россия. Но перспективы есть и тут – с ней тоже установлены отношения: на вьентьянском саммите РФ присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА (Балийскому договору) 1976 г., и уже в 2005 г. впервые должен состояться саммит "АСЕАН – Россия". Так что у России появляется альтернатива: если Европа не признает нас за своих и в ЕС не возьмет, мы можем запросто объявить себя восточными азиатами и попроситься в ВАЭС. Там-то мы со своими нефтью и газом очень даже ко двору придемся, причем эти ресурсы, по мере истощения месторождений, нам придется добывать все восточнее.
Возможен, правда, и такой вариант, что нас и спрашивать не станут, кто мы такие, откуда взялись и куда хотим вступить, а возьмут да и порежут по Уралу: запад – Европе, восток – азиатам. Такая перспектива выглядит что-то не очень привлекательно. Так что, может, нам лучше не "смотреть на сторону", а просто остаться в АТЭС? Тут ведь США и друг Буш, а он в обиду не даст. К тому же, к 2020 г. и здесь свободную торговлю обещают.
Но нет, нам все это не подходит. У нас другая историческая миссия. Не забывайте, что мы – это не только нефть и газ, это еще и территория. Мост между Европой и Азией! На том и стоим, и предлагаем себя в качестве связующего звена между ЕС и АСЕАН. Тоже вариант, конечно.
Но пока Россия наводит мосты, а АСЕАН собирает под свои знамена Восточную и Южную Азию, Европа обзавелась другим, непосредственным и более широким форматом взаимоотношений с Востоком. В 1996 г. был образован форум "Азия – Европа" – ASEM (Asia-Europe Meeting). Его пятый по счету саммит состоялся в сентябре в столице Вьетнама Ханое. Сейчас в ASEM входят 38 участников: с одной стороны ЕС в количестве 25 стран, а с другой – все тот же АСЕАН+3. Следует отметить, что помимо традиционных для таких организаций целей, как экономическое сближение ее участников и поиск решения общих проблем, ASEM, по неофициальному замыслу его создателей, должна выполнять роль противовеса США в Азии, в АТР и в мире. И она вполне годится для этой цели: на суммарную долю стран-участников ASEM приходится 41% мирового ВВП и 55% объема мировой торговли.
Вообще же, эксперты отмечают, что Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня оказывают решающее влияние на рост мировой экономики в целом. Причем положительная экономическая динамика в странах региона оказалась не "мыльным пузырем", как утверждали еще недавно снобы из экономических кругов Западной Европы и США, а долгосрочной тенденцией. "Ошиблись те, кто считал, что страны этого региона не оправятся после экономического кризиса 1997-1998 гг.", – утверждает министр Клемент. Но вот теперь перед экономически успешной Восточной Азией, похоже, встает новая задача – не запутаться в форматах собственной интеграции: АТЭС, АСЕАН, АСЕАН+3, АSЕМ – везде одни и те же лица, а Европа с Америкой тянут их в разные стороны. Да еще эта Россия со своим "мостом".
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт