Привычки россиян не перебить даже кризису

Хотя индекс потребительского доверия и упал на рекордное число пунктов, менять свои привычки россиянам оказалось весьма нелегко. Даже в условиях кризиса наши соотечественники продолжают баловать себя покупками




Финансовые невзгоды - еще не повод отказываться от привычных удовольствий. Именно таким принципом, по всей видимости, руководствуются большинство россиян, согласно исследованию компании Nielsen.

Уровень потребительского доверия в стране с началом зимы рухнул сразу до 88 пунктов со 104, однако наши соотечественники оказались не готовы в чем-то себя ущемлять. Что касается готовности тратить, то здесь мнение потребителей практически не изменилось. В конце ноября 2008 г. чуть менее половины - 42% опрошенных - сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров. Такие же планы были и у тех, кого опрашивали три месяца назад, когда влияние кризиса было еще не столь ощутимо. Правда, количество тех, кто считает ближайшие 12 месяцев очень плохим временем для новых покупок, возросло почти в два раза: если в сентябре их было 7%, то в ноябре уже 13%".

Тем не менее, подавляющее большинство - более 70% - не спешат менять свои предпочтения в вопросах шопинга. Лишь малая часть россиян начала переключаться на более экономичные по сравнению с привычными варианты. Те же, кто не хочет лишать себя удовольствия посещать супермаркеты премиум-класса, сокращают частоту и объемы покупок: сказывается рост цен на товары повседневного спроса, который заметен почти всем россиянам (95%). Однако повышение стоимости воспринимается не как признак кризиса, а, скорее, как результат инфляции и обычного ежегодного предновогоднего роста цен.

В основных категориях, таких, как хлебобулочные изделия, чай, молоко, шампуни, стиральные порошки и сигареты, снижение потребления не заметно. А вот торты и пирожные, мясо, пиво, питьевую и минеральную воду стали покупать на порядок меньше, чем три месяца назад.

Среди большинства россиян сейчас преобладают пессимистические настроения – 72% пожаловались, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень радужными, а то и вовсе плохими. Уверенность демонстрируют лишь 25% наших соотечественников. Однако экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис, поскольку большинство из них еще не испытывает на себе явных кризисных проявлений. Для описания сложившейся экономической ситуации чаще всего используются слова "нестабильность", "непонятно, что происходит", "затяжной спад".

Выбор читателей