Розничные цены взлетят на треть

Кризис заставляет крупные сетевые магазины уменьшать объем продукции, при этом значительно увеличивая цены. Замещение импортных товаров отечественными не способно изменить ситуацию в лучшую сторону




Российскому ритейлу кризис не помеха – такой вывод можно было сделать по итогам состоявшегося вчера в Москве XII саммита "Торговля в России". Участники встречи дали понять, что, несмотря на кризис и некоторое сокращение мелких торговых точек, крупные игроки рынка розничной торговли чувствуют себя достаточно стабильно: мультиформатные розничные сети продемонстрировали 23%-й рост.

По мнению участников форума, это объясняется крайне низкой концентрацией ритейла в России по сравнению с Европой. В среднем по стране на один миллион жителей приходится всего два гипермаркета. По крупным городам ситуация выглядит иначе; так, в Москве на миллион жителей приходится уже 3,4 гипермаркета. В процентном отношении доля гипер- и супермаркетов в общем объеме розничной торговли по России составляет 36%; в Москве это уже 56%, в Санкт-Петербурге – 64%. Подобные цифры говорят о том, что наилучшие перспективы для развития ритейла сохраняются в регионах.

Характерной тенденцией в розничной торговле становится рост сетей-дискаунтеров. Из-за снижения покупательной способности населения гипер- и супермаркеты, рассчитанные на покупателей с высоким уровнем дохода, активно осваивают нишу экономсегмента.

И все же ритейлу вряд ли удастся остаться тихой гаванью в море кризиса. Сегодня перед розничным бизнесом стоят как минимум три основных проблемы. Первая, как отметил глава "Х5 Ритейл Групп" Лев Хасис, связана с постепенным уменьшением доходов населения. "Люди не стали реже ходить в магазин. Просто они почти перестали покупать", – констатировал Хасис.

Вторая проблема вызвана положением дел у поставщиков, причем, преимущественно российских товаров. Многие из них из-за кризиса были вынуждены прекратить свою деятельность, что вызвало сокращение ассортимента нередко более чем на четверть. Те же, кто продолжает сотрудничество с ритейлерами, выдвигают новые цены, что отражается на ценниках в магазинах. По мнению главы ГК "Дикси" Ильи Якобсона, к концу 2009 г. цены на товары могут подняться на 30%. Эти опасения разделяет и председатель правления объединенной компании "Холидей" Сергей Степанов: "Я считаю, что рост цен будет значительным: в лучшем случае – 25%, в худшем – 45%".

Третья проблема связана с особенностями ценообразования в городах-миллионниках и относительно небольших населенных пунктах. В последних ситуацию осложняют как падающие доходы населения, так и политика местных властей, направленная на лоббирование своих интересов.

Замещение импортных товаров отечественными не может изменить ситуацию с ценами. "Сегодня, даже с учетом пошлин, российский продукт получается дороже, – пояснил корреспонденту "Yтра" Лев Хасис. – Плюс, не надо забывать, что в некоторых странах местная валюта упала относительно доллара еще больше, чем российская. Таким образом, эти страны получают выигрыш в стоимости. Например, Украина, Прибалтика. У них полное банкротство национальной валюты. И, естественно, их продукция очень подешевела, даже если смотреть в рублях. Но остается проблема таможенных пошлин. Государство должно очень оперативно и гибко реагировать на такие моменты, возможно, в чем-то изменить таможенную политику. Это будет оправданный подход к проблеме".

Выбор читателей