Россию вытесняют с рынка ракетных двигателей

Разработка ракет с возвращающейся ступенью может привести к отказу от российских РД-180 и РД-171. На замену керосину приходит метан, который можно получить даже на Марсе

Южная Корея предложила "Роскосмосу" совместно разработать метановый ракетный двигатель, которого пока нет у России. По многим параметрам он экономичнее керосинового и может быть использован повторно. Пионеры в области его разработки - США. Через два года компания Blue Origin планирует доделать кислородо-метановый двигатель Be-4, которым планирует заменить российский РД-180 в американской ракете "Атлас-5".

РД-180. Фото: wikipedia.org

Несмотря на то, что Штатам, по данным Wall Street Journal, придется использовать "сто восьмедисятый" как минимум до 2025 года, Россия рискует остаться в будущем без одного из своих основных покупателей. На пятки наступает и Илон Маск, который тоже работает над метановым двигателем "Рэптор", готовя его для межпланетных перелетов. Похожие разработки ведет целый ряд американских компаний.

Предложение создать двигатель нового типа общими усилиями поступило от делегации Центра ракетно-космического двигателестроения Сеульского национального университета. Гости уже провели переговоры с химкинским НПО "Энергомаш" - производителем всех российских РД.

Как заявил заместитель генерального директора по стратегическому развитию, инновационной деятельности маркетингу НПО "Энергомаш" Дмитрий Пахомов, после получения дополнительной информации от Южной Кореи, предприятие будет готово совместно с "Роскосмосом" оперативно проработать вопрос о возможных формах сотрудничества с Сеулом по этой тематике. Больше ничего конкретного Пахомов не сказал.

Двигатель BЕ-4. Фото: blueorigin.com

Между тем, на НПО "Энергомаш" давно проходят стендовые испытания кислородно-метанового двигателя-демонстратора РД 0162Д2А, который разрабатывается Конструкторским бюро химавтоматики (КБХА, входит в НПО "Энергомаш" - прим. ред). Опытный образец двигателя с тягой 85 тонн планируется запустить уже в будущем году. Правда, в полсилы - на 40 тонн. Конкретно на этот проект Роскосмос выделил конструкторскому бюро 809 млн рублей.

Это не первая попытка КБХА создать метановый двигатель. В 2002-2005 годах российские конструторы совместно с европейскими партнерами пытались создать многоразовый метановый ракетный двигатель с тягой 200 тонн. Затем КБ начал разработку похожего двигателя для российской тяжелой ракеты "Ангара". Тогда предполагалось, что первая ступень будет возвращаться на Землю, подобно "Фалькону" Маска. Однако проект признали нецелесообразным и финансирование прекратили.

Можно предположить, что и сейчас в Роскосмосе держат метановый двигатель в голове на всякий случай. Пока в стране не ведется работа над ракетой с возвращающейся ступенью, то и метановый двигатель не то чтобы не нужен, он просто не в приоритете. Хотя большинство специалистов отрасли признает, что у новой конструкции есть целый ряд преимуществ. Благодаря им в будущем он может вытеснить существующие модели.

Посадка Falcon 9 на платформу на воде. Фото: GLOBAL LOOK press

В керосиновых двигателях на стенках камер сгорания образуется нагар, разрушающий металл. С метаном этой проблемы не возникает. Двигатель можно будет запустить во второй раз без существенных ремонтных работ. Есть преимущества и над водородом. Сжиженный метан проще хранить - он не такой плотный, а значит баки потребуются меньше. Отсюда меньше вес и больше тяга.

Наконец, кислородно-метановые двигатели как нельзя лучше подходят для полетов на Марс. Космический аппарат можно будет дозаправить прямо на Красной планете. В теории метан можно получить из углекислого газа, который содержится в атмосфере и марсианского льда. А учитывая то, что полет на Марс - одна из целей Роскосмоса, пусть и не на ближайшее будущее, разработка метанового двигателя актуальна как никогда.

Это работа на перспективу, и если ее не вести, Россия рискует оказаться в хвосте ракетного двигателестроения, так как бесконечно использовать советское  наследие не получится. По мнению экспертов, Южная Корея могла бы помочь России разработками в области микроэлектроники. Но пока о том, каким будет сотрудничество и будет ли оно вообще, ничего не известно. Можно лишь утверждать, что работа над метановым двигателем будет вестись в любом случае. А насколько плодотворно, будет зависеть от расстановок приоритетов в Роскосмосе и, как следствие, финансирования.

Выбор читателей