|
Долгое время препятствовавшие прохождению закона об "автогражданке" думские левые оказались абсолютно правы, предсказывая, что благая идея выльется в новую "обираловку" населения. Практика подтвердила эти опасения. Утвержденные некоторое время назад тарифы страхования АГО, вкупе с набором повышающих коэффициентов, повергли автовладельцев в глубокое уныние.
Совместное творчество представителей страховых компаний, правительственных чиновников и еще бог знает кого вместо удобного механизма решения материальных проблем, связанных с ДТП, обернулось очередным побором. Так, например, для нестоличного автовладельца среднего возраста, не вчера севшего за руль, стоимость страхования приближается к $80-100. Если же страхователю не повезло оказаться москвичом или питерцем, не имеющим особого опыта вождения, сумма вырастает как на дрожжах. Заметим, что при этом размер страхового покрытия ущерба, нанесенного непосредственно транспортному средству пострадавшей стороны (наиболее распространенный случай), составляет всего порядка $4000.
Для сравнения: за те же $100 на сегодняшний день в рамках добровольного страхования можно застраховать автогражданскую ответственность с суммой покрытия порядка $10.000 (желание застраховаться на $5000 обойдется еще дешевле), причем не абы где, а во вполне надежных и известных московских страховых компаниях. Последние весьма далеки от альтруизма, так что уровень тарифов, сложившихся на рынке добровольного страхования, можно считать близким к оптимальному. Учитывая это обстоятельство, приходится констатировать, что одобренные недавно тарифы и коэффициенты обязательного страхования АГО являются результатом грандиозной аферы. Характерно, что внятного обоснования предложенных и утвержденных тарифов от разработчиков до сих пор не прозвучало. Никто так и не сказал, почему в случае, когда страхование становится поголовным, стоимость страховки должна увеличиться, а не уменьшиться по сравнению с сегодняшней ситуацией, когда ГО страхует не больше 10% автовладельцев.
Пока сложно судить о том, как сложится дальнейшая судьба страхования АГО после 1 января 2003 года, когда за отсутствие страхового полиса будет взиматься штраф. Эксперты выдвигают разнообразные печальные предположения: от учащения различных махинаций и нового вала взяток инспекторам ДПС до скорого краха самой системы обязательного страхования АГО.
Но не надо быть экспертом, чтобы предположить, что затея вряд ли окажется удачной. Значительная часть автопарка российских граждан, особенно за пределами столичных регионов, представлена отечественными и иностранными автомобилями в возрасте старше 7-10 лет. На сегодняшний день рыночная стоимость большинства из них составляет не более $400-600. Не трудно представить, в какой ситуации окажутся владельцы этих транспортных средств, вынужденные ежегодно выплачивать сумму, сопоставимую со стоимостью своего ржавого "железного коня". По мнению авторов схемы ОАГО, "автогражданка" будет стимулировать владельцев "хлама" обновлять свой автопарк. На деле подобные заявления не выдерживают никакой критики. Имеющие соответствующее желание и финансовые возможности давно сменили и продолжают менять автомобили и без постороннего стимулирования. Те же, для кого "Запорожец" или "Копейка" начала 80-х является единственным средством передвижения, а порой и источником дохода, не расстанутся со своим "кормильцем" ни при каких обстоятельствах. Нечто подобное можно сказать и о ряде региональных автопредприятий, едва сводящих концы с концами.
И все же на фоне этого беспредела забрезжила некоторая небольшая надежда. Не далее как вчера на пленарном заседании Госдумы депутатами было принято обращение к председателю правительства РФ Михаилу Касьянову "О вступлении в силу закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В обращении отмечается, что большинство граждан недовольны утвержденными правительством РФ базовыми ставками страховых тарифов на обязательное страхование автогражданской ответственности и повышающими базовые ставки коэффициентами. "Особую обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что предстоящие расходы малообеспеченных граждан – пенсионеров, инвалидов, работников бюджетной сферы – на обязательное страхование автогражданской ответственности явно превышают имеющиеся у них финансовые возможности", – считают депутаты.
По мнению думцев, правительство должно изыскать возможность снижения размеров базовой ставки страховых тарифов для легковых автомобилей граждан и коэффициентов страховых тарифов в зависимости как от территорий преимущественного использования транспортного средства, так и от периодов его использования. Помимо этого предлагается введение специального коэффициента, понижающего до 50% базовую ставку страховых тарифов для тех, чей доход не превышает официально установленный прожиточный минимум.
Хотя подобная инициатива Думы является, скорее всего, предвыборным ходом, ее реализация может действительно оказаться решением значительной части вопросов, порожденных введением "обязаловки". Нет сомнений, что данная инициатива столкнется с сопротивлением определенных лоббистских групп. Однако, учитывая приближение выборов (как думских, так и президентских), судьба данной инициативы может оказаться успешной. При этом возможны несколько вариантов. Первый – полное замораживание действия положений об обязательном страховании до окончания всех выборов. Это позволит сторонникам нынешних тарифов сохранить саму суть идеи и ожидаемые объемы поступлений. Второй – нахождение компромисса с депутатами, то есть выборочное урезание ставок тарифов, введение дополнительных условий и льгот. Это позволит сторонникам "обязаловки" начать получать деньги уже с июля этого – января следующего года. Правда, сейчас и в дальнейшем объемы этих поступлений окажутся меньше запланированных. Есть, конечно, и третий вариант: предложение народных избранников останется пустым звуком...
Чем закончится эта история – покажет время. Пока можно сказать только, что у значительной части российских автовладельцев появился незначительный шанс.