Русские гордятся своим пьянством

Читать в полной версии →
Мы немало сделали для того, чтобы укрепить в сознании чужеземцев миф, будто все русские – пьяницы. Причем отнюдь не безмерным употреблением горячительных напитков – просто в России пьянство давно стало предметом бравады




Расхристанный мужик с бутылкой водки в руке нетвердо держится на ногах и нечленораздельно горланит какую-то песню – вот он, настоящий русский, каким его представляют себе иностранцы. Еще бы: Россия – самая пьющая страна! Мы немало сделали для того, чтобы укрепить в сознании чужеземцев этот миф. Причем отнюдь не безмерным употреблением горячительных напитков. Просто ни один народ не любит рассказывать о собственных пороках, так их преувеличивая, как мы. Пьянство стало предметом бравады: "Да, мы такие, мы алкаши, пьяницы! – гордо кричим мы на всю ивановскую, ударяя себя в грудь покаянным кулаком. – Эх, головушки наши пропащие, забубенные". А для пущей убедительности, что, дескать, во все времена русские пили беспробудно, цитируем киевского князя Владимира Святославича: "Руси есть веселие пити, не можем без того бытии". Лукаво забывая о том, что слова эти означали вежливо-ироничный отказ мусульманским послам, склонявшим Русь к принятию ислама, который не допускает употребления алкоголя. Христианская же вера, в которую был обращен русский народ, хотя пить и не запрещала, но требовала умеренности в отношении хмельного: "Невинно вино, виновато пьянство".

Вообще, если углубиться в прошлое, то окажется, что когда-то пьянство для русских проблемой не являлось. Пили наши предки напитки слабенькие (медовуху, пиво, брагу) и обильно их закусывали. К тому же православие строго определяло, когда можно пить, а когда нет. В будни пить было грешно, дозволялось сделать поблажку лишь в праздники: "Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого". Да и то умеренно: "Много вина пить – беде быть", "Пить до дна – не видать добра" и т.п. Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается пьянство, носящее массовый характер. К тому же варили хмельное питие самостоятельно, а у большинства населения не было излишков продовольствия для производства алкоголя. О водке русские не знали вплоть до XIV века. Первые упоминания о пьянстве появляются лишь в XVI в., то есть лишь два столетия спустя после начала ввоза в Россию спирта (кстати, к тому времени англичане уже вовсю напивались в кабаках дешевым виски). Причем водка была крепостью всего 14 градусов – нынешняя "сорокоградусная" появилась у нас только в XIX веке.

Но и это еще были отдельные случаи, ибо сказано – "пьяницы царства Божия не наследуют". Народ тогда был верующим и лишиться Божьего расположения страшился. Пить Русь стала, когда продажа алкоголя сделалась статьей государственного дохода, когда Иоанн Грозный заменил корчмы кабаками, в которых можно было только выпивать и никакой закуски не подавалось. Но если власти предержащие выпивку поощряли, то православная церковь резко осуждала увлечение спиртными напитками. В 1652 г. под давлением патриарха Никона царь Алексей Михайлович вынужден был созывать Земский собор ("собор о кабаках"), где было постановлено: "В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам". Трезвость у верующих была в чести, и борьба с пьянством проводилась постоянно. Да и не мог крестьянин предаваться этому пороку, ведь многодневный запой грозил ему разорением. К тому же крестьянская община категорически не позволяла парням (о девушках и речи быть не могло) моложе 21 года пить водку. По достижении 21 года молодой человек либо шел в армию (на государеву службу юноша должен идти физически и морально здоровом), либо женился и обзаводился хозяйством. Что касается знати, до восшествия на престол Петра I о пьянстве в стенах Кремля не известно ровным счетом ничего. Кстати говоря, вопреки распространенному мнению, в петровские времена пьянство не только не поощрялось, но и жестоко наказывалось. Петр издал указ, чтобы пьяницам на шею подвешивали чугунный круг, на котором было написано, что "сей безобразно в пьянстве усердствовал".

Проблемой пьянство в России стало лишь к XIX в., и уже тогда с этой бедой пытались бороться. В 1803 г. был собран "Комитет для рассмотрения дел о пьянстве народном и о чрезмерном развитии питейных домов". Одной из мер было признано отделение в питейных домах продажи пива и вина. Были организованы специальные "портерные", где должны были продаваться высшие сорта пива и портер. Их число было определено для Петербурга в 30, для Москвы в 40 заведений, для других городов – по усмотрению начальников губерний (в Брюсселе в середине XIX века было 943 пивных, по одной на каждые 200 жителей). Надо сказать, что русские никогда не были самой пьющей нацией. В начале XX в. Россия по количеству выпитого на душу населения стояла в хвосте ведущих держав Европы и США, занимая десятое место. Да и сегодня, по данным социологических исследований, больше всего пьют все-таки не в России. Даже в 1994-95 гг., когда потребление алкоголя в стране достигло наибольшего за всю историю уровня и смертность от отравления некачественным спиртным была очень высока, мы пили около 7 литров абсолютного алкоголя на душу населения, тогда как во Франции этот показатель составлял 12 литров, в Португалии и Германии – около 10 литров.

Почему же до сих пор сохраняется устойчивый миф о российском пьянстве? Да потому, что мы, в отличие от других наций, пьем открыто. За границей действительно увидеть сильно пьяного, а тем паче валяющегося в беспамятстве прямо на улице или растянувшегося во весь рост на скамеечке в метро гражданина можно, только если сильно повезет. Тихие иностранцы предпочитают надираться подальше от привычного окружения. Впервые поколебало мою уверенность в том, что "русский человек" и "пьяный человек" – почти синонимы, знакомство с финнами, приехавшими в славный город тогда еще Ленинград. Как известно, спиртное в Финляндии стоит очень недешево, поэтому в выходные дни финны организуют так называемые "водочные туры" за границу – преимущественно в Прибалтику и в Россию, в Питер. Так вот, отрываются они по полной программе и могут дать фору любому нашему пьянице. Будучи в Питере, я проживал в гостинице, кишмя кишевшей финскими товарищами. Пили они и, простите, блевали везде, где только возможно: в барах, в коридорах, на лестницах и в лифтах. Не случайно в Санкт-Петербурге имеется специальный вытрезвитель для финнов...

Похожая картина творится в Дании, в городе Ольборг, куда в пятницу вечером прибывают "туристы" из Норвегии и Швеции. Норвежцы со шведами за выходные умудряются так напиться и накуролесить, что потом датчане до следующих выходных чинят разбитые скамейки, вставляют выбитые в ресторанах стекла и отмывают город. Зато считается, что шведы по выходным не пьют, а занимаются туризмом

Говорят, что в России большинство преступлений и несчастных случаев связано с употреблением алкоголя. В 2001 г., например, в нашей стране от спиртного погибла 331 тыс. человек. Статистика ужасающая. Но такое происходит везде, где много пьют. В Великобритании за год фиксируется около миллиона случаев насилия, связанных с употреблением алкоголя; 4 из 10 пациентов травмпунктов обращаются к врачам в связи с получением травм в нетрезвом состоянии, а в выходные этот показатель составляет уже 7 из 10. От злоупотребления родителей алкоголем страдают от 800 тыс. до 1,3 млн школьников. В общем, как сказал Владимир Альтшулер, руководитель отделения клинических исследований алкоголизма национального научного центра Минздрава России: "Пьянство и алкоголизм являются проблемой номер один для всего мира, для большинства развитых и не очень развитых стран". Да, в нашей стране больше смертей от алкогольного отравления. Но почему? В основном из-за некачественного спиртного. В 1998 г. количество "паленой" водки составляло 68%. Сегодня – 36%; в результате смертность уменьшилась. За границей таких проблем давно нет, потому что за качеством алкогольной продукции строго следят.

Нельзя не признать, что в России слабо развита культура пития, что опять-таки способствует упрочению репутации отъявленных пьяниц. У нас люди выпивают когда захотят, тогда как во многих странах для этого существует строго определенное время. Однажды нашей туристке, проводившей отпуск в одном из альпийских отелей, указали на местного жителя и шепотом, в котором смешивались ужас с восхищением, пояснили: "А это наш алкоголик". Оказалось, человек заслужил такую славу лишь потому, что мог выпить днем...

К тому же, у нас принят называемый "северный" стиль употребления алкоголя – преимущественно в виде крепких напитков (водка, самогон). Вид россиянина, одним махом выпивающего сто грамм водки, ужасает иностранцев, которые привыкли отпивать спиртное маленькими глоточками.

Впрочем, рассуждать на эту тему можно бесконечно долго. Но вот что хочется сказать напоследок: как-то один врач-психиатр заметил, что наша страна страдает бредом самоуничижения. Мы любим преувеличивать свои пороки и выносить их на всеобщее обозрение. И это истинная правда. Вот и возникает у иностранца при слове "русский" образ человека с бутылкой. Чему ж тут удивляться...

Владимир НЕМИРА |
Выбор читателей