|
Периодически разные сайты в Интернете устраивают опросы на тему: "Как можно добиться повышения зарплаты?". Стандартные ответы (интенсивнее работать, поговорить с шефом напрямую, устроить забастовку и т.д.) в разных опросах занимают разные места по популярности. Но один вариант – уйти на другую работу – неизменно с большим отрывом выходит в лидеры. При этом далеко не всегда подразумевается реальная передислокация на рынке труда. Шантаж увольнением считается самым действенным способом воздействия на работодателя с целью добиться от него повышения зарплаты и прочих преференций – новой должности, удобного графика работы, различных бонусов. С "народным опытом" спорить, конечно, трудно. Однако применять подобную тактику следует с осторожностью, предупреждают психологи и специалисты по планированию карьеры.
Для начала не помешает объективно оценить свои силы и подготовить плацдарм для маневров. Понятно, что денег много не бывает и всем хочется идеальных условий, но идти на такой достаточно рискованный шаг разумнее все-таки только в том случае, когда вы действительно уверены, что необходимы данной организации, достойны лучшей доли, а в крайнем случае – всегда сможете найти применение своим талантам в другом месте. Самый верный способ приобрести подобную уверенность – провести мониторинг рынка, определить стоимость специалистов вашего уровня и обзавестись хотя бы одним реальным предложением о работе, более или менее выгодно отличающейся от той, что имеется на данный момент. Впрочем, для компетентного человека и уход "в никуда" не страшен. Главное – иметь психологическую готовность "сжечь за собой мосты". А вот откровенно блефовать, пожалуй, не стоит, если, конечно, вы не являете собой живое воплощение Остапа Бендера. Во-первых, многие начальники достаточно хорошо разбираются в людях и прекрасно чувствуют фальшь. А во-вторых, если добиться желаемого результата не удастся, но вы все равно останетесь на "боевом посту", не сомневайтесь – руководство это "оценит", и дальнейшие перспективы улучшения положения приблизятся к нулю.
В любом случае, профессионалы кадрового рынка настоятельно советуют избегать категорических ультиматумов, тактика распространения слухов более продуктивна. Если компания действительно заинтересована в сохранении специалиста, скорее всего, начальник сам вызовет его к себе для выяснения обстоятельств или же просто предпримет определенные действия с целью удержания ценного работника. Кроме того, прямых угроз никто не любит, и если руководитель – человек достаточно эмоциональный, он может, что называется, из принципа отпустить даже ключевого для организации работника. Кстати, некоторые топ-менеджеры сознательно придерживаются такой позиции и никогда не пытаются остановить "дезертиров".
Как бы то ни было, даже в случае положительного исхода мероприятия его итоги нельзя назвать однозначными. В коллективе, пережившим подобное "приключение", сложно сохранить прежние отношения. Как правило, работодатели сильно сомневаются в лояльности человека, хоть раз продемонстрировавшего готовность покинуть компанию. И в этом есть своя правда. Конечно, ситуации бывают разные, и вовремя остановленный на переходе специалист может потом долго и плодотворно трудится на благо организации. Но по статистике, большая часть людей, по тем или иным причинам оставшихся на прежнем месте работы, в итоге все равно увольняется в течение 3-6 месяцев. Не удивительно, что зачастую "шантажисту" начинают сразу подыскивать замену, даже если сам он больше не порывается уйти. И не исключено, что после удовлетворения требований потенциального "перебежчика" наступит день, когда инициатива его увольнения будет исходить уже с противоположной стороны. С другой стороны, если компания готова пересматривать условия работы и оплаты своих сотрудников только под угрозой их потери, вынужденная уступка со стороны руководства кардинально не решит этой проблемы. Рано или поздно человек вновь почувствует себя неудовлетворенным. А шантаж увольнением, конечно, очень сильное средство, но как любая шоковая терапия, оно эффективно действует только один, максимум два раза.