|
В июле в СМИ появились сообщения о якобы разгромных для российского президента результатах июньского опроса общественного мненияt, проведенного "Левада-центром". Однако оказалось, что это не соответствует действительности. Специалисты Центра не берутся определить, было ли это случайной ошибкой или намеренной дезинформацией, но авторы "уток" смешали два разных понятия. "Показатели "наибольшего доверия" перепутали с показателями "одобрения деятельности", - как говорится в заявлении "Левада-центра".
Дело в том, что уровень "одобрения в целом" деятельности Владимира Путина традиционно процентов на 30 выше, чем доля опрошенных, включающих его фамилию в список лиц, "пользующихся наибольшим доверием". В "сенсации" с падением рейтинга за исходную позицию был взят процент одобрения действий президента за май, а за вторую, якобы резко упавшую, - процент наибольшего доверия.
Руководство Центра было вынуждено даже написать специальное заявление, предупреждающее о дезинформации со стороны интерпретаторов социологических данных. "Поскольку наш Центр регулярно с разных сторон отслеживает отношение общественного мнения к президенту, можно уверенно заявить, что никаких крупных и катастрофических изменений здесь не наблюдается", - утверждают специалисты Центра Юрия Левады.
Статистика не напрасно называется одной из наиболее концентрированных форм лжи. Небезосновательно даже на законодательном уровне прописан запрет на показ рейтингов и других результатов соцопроса в день перед выборами. Тем самым статистика была наглядно уравнена с агитацией.
Однако до сих пор пиарщики обходились собственными заказами на опросы, не посягая на результаты работы коллег. Как показывает практика, за определенную сумму "спонсорской помощи" практически любой аутсайдер может стать лидером предвыборной гонки или обладателем большого процента народного расположения.
Впрочем, когда речь идет о президенте России, вряд ли какая-либо социологическая компания, пусть и с минимально известным именем, возьмется искусственно понижать рейтинг главы государства и подписываться под такими данными. Это, видимо, и обусловило тот факт, что для "сенсации" пришлось притягивать за уши данные известного социологического бренда – "Левада-центра".