|
Теперь базовая ставка кредитования в КНР составляет 6,12% годовых, а ставка по депозитам - 2,52% годовых. Предыдущее повышение кредитной ставки ЦБ Китая на 0,27 пунктов состоялось 28 апреля, ставка же по депозитам повышается впервые с октября 2004 года. Также 15 августа этого года китайский Центробанк повысил на 0,5% (до 8,5%) ставку отчислений в фонд обязательного резервирования, пытаясь таким образом замедлить рост банковского кредитования.
Как уже говорилось выше, ужесточение кредитно-денежной политики Китая связано с желанием компартии и правительства Поднебесной хоть как-то ограничить бурный рост экономики страны, грозящий ее перегревом с вытекающими отсюда самыми негативными последствиями. Действительно, с января по июль нынешнего года рост инвестиций в китайскую экономику составил 30% в годовом выражении, а рост ВВП и промышленный рост 11,3% и 16,0% соответственно, что является абсолютным рекордом за последние 10 лет.
Учитывая восточную размеренность и неторопливость, а также завидную последовательность, с которой китайское руководство осуществляет те или иные экономические шаги (достаточно вспомнить пример с "отвязкой" юаня от доллара ), можно предположить, что время резких шагов в кредитно-денежной политике пришло окончательно и бесповоротно, и медлить больше нельзя. Перегрев китайской экономики может иметь крайне негативные последствия для всей страны, причем куда более существенные, нежели в случае с экономиками развитых стран. Это объясняется крайне неравномерным характером экономического и социально-политического развития Китая, а также огромным населением, крайне неоднородным в плане уровня жизни. Так, например, говоря о "китайском экономическом чуде", многие эксперты прибегают к массе оговорок, указывающих на чрезмерную хрупкость этого колосса, и последние действия китайского ЦБ только подтверждают такие опасения.
Что касается глобальных последствий возможного вступления Поднебесной в фазу ужесточения кредитно-денежной политики, то нужно отметить, что насильственное "охлаждение" четвертой экономики мира происходит на фоне повышения ставок в еврозоне, Японии, и Британии, а также завершения этого процесса в США.
Суммарно все эти действия неизбежно ведут к снижению активности на рынках капиталов и замедлению мировой экономики. Для Китая это отнюдь не самый лучший вариант развития событий. Дело в том, что экономика страны продолжает оставаться ориентированной исключительно на экспорт продукции, тогда как внутренний спрос по-прежнему невелик. Сокращение потребления китайских товаров в развитых странах, вызванное замедлением мировой экономики, станет серьезным ударом по Китаю, а в случае затяжной мировой рецессии оно будет способно поставить крест и на самом "китайском экономическом чуде". Все это в очередной раз указывает на то, в сколь сложной ситуации находится в настоящий момент китайское руководство, которому предстоит ни много ни мало "пройти по лезвию", дабы не совершить непоправимых ошибок.
В заключение следует сказать несколько слов о том, чем грозит контролируемая (будем надеяться, что таковой она и окажется) "мягкая посадка" китайской экономики для России. К сожалению, видимые последствия этих действий исключительно негативны. Снижение темпов роста китайской экономики неизбежно приведет к сокращению мирового спроса на энергоносители и металлы, то есть на главные объекты российского экспорта. Если в среднесрочной перспективе к ранее приведенным нами опасениям добавится еще и сокращение потребления углеводородов и металлов Китаем, российскую экономику ждут тяжелые потрясения.