Фото: ИТАР-ТАСС |
Современный вариант Трудового кодекса критиковался с момента его принятия, указывает Кагарлицкий. Левые заявляли, что документ ухудшит положение работников по сравнению с советским КЗОТом, предприниматели хотели более удобный документ, а профсоюзы считали, что от нового кодекса выигрывает крупнейшее объединение - ФНПР.
Последнее доказывает тот энтузиазм, с которым лидеры Федерации поддержали реформу, отмечает директор Института глобализации. Фактически Трудовой кодекс узаконил монополию профсоюзных структур советских времен, тогда как наемные работники ничего не получили, считает он. Более того, новый документ позволил владельцам предприятий игнорировать профсоюзы, объединяющие меньшинство рабочих, делая вид, будто существует только старый профком.
Нынешнее законодательство, считает Кагарлицкий, дискриминирует свободные профсоюзы и, фактически, запрещает забастовки. Подтверждением этому служит то, что за прошедшие годы в России практически не было стачек, проведенных в соответствии с трудовым правом.
Кодекс, являющийся, по сути, испорченным вариантом советского КЗОТа, не устраивает сегодня никого, подчеркивает эксперт. Именно поэтому РСПП и пришлось вмешаться в ситуацию. Очевидно, что предложенный союзом проект будет не бесспорным. Но он вызвал широкую дискуссию, которая, однако, может пойти совсем в другом направлении, нежели ожидали промышленники.
Препятствием обсуждению Трудового кодекса служит позиция руководства ФНПР и профильного комитета Госдумы под руководствам единоросса Андрея Исаева, который одновременно является заместителем лидера федерации профсоюзов Михаила Шмакова.
Это совмещение вообще, мягко говоря, странное, поскольку оно заметно снижает самостоятельность. Между тем, именно Исаев является уполномоченным в этом вопросе от "Единой России" - в результате никакой самостоятельной роли в процессе разработки нового Трудового кодекса ни партия, ни фракция не играют, отмечает Кагарлицкий.
По его словам, и Исаев, и Шмаков, понимают что при любом пересмотре трудового законодательства старые профсоюзы рискуют проиграть, а сама ФНПР может оказаться на грани распада. При этом подход Исаева сводится к тому, чтобы дискуссию блокировать и затягивать.
Однако сам процесс реформы уже стартовал. Вопрос лишь в том, кто от этого выиграет. Вряд ли ФНПР и Исаев смогут вечно блокировать преобразования, а в результате в рядах проигравших окажется и "Единая Россия", заключает директор Института глобализации.
Напомним, РСПП предложил пересмотреть трудовое законодательство еще год назад. Тогда речь шла только о внесении поправок в существующий ТК. В ноябре проект изменений был одобрен на заседании бюро союза промышленников и предпринимателей. Его авторы предлагали ввести 60-часовую рабочую неделю (с согласия работника), сократить срок обязательного предупреждения об увольнении и разрешить менять трудовой договор в одностороннем порядке.
Инициатором пересмотра ТК является исключительно РСПП, но, как отмечает РБК, в данной ситуации в неловком положении оказался президент РСПП Александр Шохин. Возглавляя РСПП, он должен пропагандировать инициативы реформирования ТК, но несмотря на это, особого желания он не испытывает и активных действий с его стороны, скорее всего, не будет.
Предлагаемые поправки вызвали резкую критику со стороны профсоюзов, а также части депутатов-единороссов. РСПП в ответ обвинил своих оппонентов в марксизме-ленинизме. По словам экспертов Союза, 60-часовая рабочая неделя будет служить интересам самих работников, которые смогут больше зарабатывать.
Ожидается, что реформа Трудового кодекса будет обсуждаться РСПП на ежегодной Неделе российского бизнеса, которая пройдет с 18 по 22 апреля. Как считает "КоммерсантЪ", предложения инициативной группы Союза промышленников и предпринимателей вызовут скандал и противодействие в рядах профсоюзов, думской оппозиции, и значительной части фракции "Единой России" в Госдуме.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента