На "Кузнецове" решили сэкономить

Единственный авианосец России жестоко обделили

Российский авианесущий крейсер, попавший в мировые сводки новостей во время сирийской кампании, похоже, так и не отремонтируют до конца.

Как сообщил ТАСС со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе, контракт на ремонт с модернизацией корабля подпишут уже в первом квартале будущего года. Однако "апгрейд" крейсера "будет не таким глубоким, как планировалась".

После выхода из доков 35-го ремонтного завода в Рослякове под Мурманском "Кузнецов" получит возможность совершить несколько дальних походов, но с обязательным межпоходовым ремонтом. А затем будет вынужден снова уйти на капитальный. Все работы займут по плану три года.

Получается, что крейсер "подрихтуют", чтобы вновь отправить на ремонт. Замкнутый круг какой-то. Ранее гендиректор "Невского ПКБ" Сергей Власов заявлял, что авианосец и вовсе починят без модернизации, так как денег не хватает. Ранее моряки запросили 40 млрд рублей. Но в государственную программу перевооружения такие цифры, что называется, не зашли.

Похоже, что теперь максимум, на что может рассчитывать "Кузнецов", это на некоторые новые виды вооружений. Например, морскую версию зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С" или ЗРК средней дальности морского базирования. Кроме того, с корабля могут убрать пусковые установки ракетного комплекса "Гранит", чтобы освободить место для палубных истребителей. Возможно, даже установят боевую информационно-управляющую систему нового поколения "Сигма".

Но крылатых "Калибров-НК" и новых аэрофинишеров крейсер, похоже, так и не получит. Однако даже это не главное. "Кузнецову" так и не отремонтируют энергетические установки котлотурбинного типа, из-за которых корабль стал жертвой насмешек в интернете во время похода в Средиземном море. Авианосец с честью выполнил все боевые задачи, однако из его труб валил такой густой черный дым, что складывалось впечатление, будто он идет на "последних парах".

Как отмечают военные эксперты, современное состояние котлотурбинных установок кораблей ВМФ РФ соответствует уровню начала 1970-х годов. Уже в 1980-х во всем мире, в том числе и России, начали переходить на газотурбинные и ядерные установки. Поэтому при ремонте неизбежно возникнут трудности с комплектующими, запасными частями и специалистами, которые могут привести котлы в порядок.

Макет авианосца "Шторм". Фото: wikipedia.org/Artem Tkachenko

При этом ставить современную газотурбинную установку на авианосец бессмысленно - это будет стоить столько же, сколько построить новый корабль.

Ранее из-за нехватки финансирования в Минобороны отказались от закладки нового тяжелого авианосца проекта 23000 "Шторм", разработанного в Крыловском государственном научно-исследовательском центре. Это неудивительно: по предварительным оценкам он должен был обойтись бюджету в 350 млрд рублей. Военные в итоге решили сконцентрироваться на новых подлодках и фрегатах. Решение вполне соответствует российской военно-морской доктрине, где делается акцент именно на субмаринах. Но хотя бы один действующий авианосец ВМФ РФ точно пригодится.

Выбор читателей