Испражнения цивилизации смоют дожди

По убеждению московского правительства, большинство экологических неприятностей происходит из-за федеральных властей, прикрывших московскую экологическую полицию, не дающих возможности принять московский закон об экологическом аудите и пр.

На этой неделе в пресс-центре "АиФ-Новости" с журналистами встретился министр правительства Москвы по вопросам природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин. Вместе с министром на вопросы журналистов отвечала Евгения Симонтникова, заместитель директора государственного предприятия "Мосэкомониторинг".

Основным вопросом пресс-конференции были заявлены последствия перегревшей наш город жары в виде смога.

По словам Л.Бочина, жара (не достигшая рекордной отметки 36.5, как это было в 1938 г., но все же очень жаркая) вкупе с практически полным отсутствием ветра и дождей привели к тому, что испражнения цивилизации в виде автомобильных выхлопов, дымных выбросов с промышленных предприятий и тому подобных результатов человеческой деятельности застаивались в атмосфере в виде смога. "Из моего кабинета на Новом Арбате очень хорошо видно это черное облако, простирающееся ближе к Капотне", – сказал министр. Но сразу же утешил собравшихся и попросил донести слова его утешения до читателей: расчеты показывают, что население, учитывая среднее время пребывания вблизи крупных транспортных магистралей, не успевает получить фатального вреда. Вероятность онкологических заболеваний, причиной которых является загрязнение атмосферы, не превышает 1% от общего числа заболеваний раком. Госпожа Симонтникова к этому добавила, что отрицательный эффект смога был сглажен, во-первых, жарой, благодаря которой нагретый воздух вместе со всей зависшей в нем грязью стремительно поднимался вверх, а во-вторых, атмосферу очищали короткие, но весьма интенсивные ливни. Вообще загрязнение атмосферы в жарком июле по сравнению с умеренным июнем возросло не более чем в 1.3 раза. В августе, который по прогнозам синоптиков будет прохладным и дождливым, о смоге мы сможем вообще забыть.

Как оказалось, вреден не сам смог, состоящий в основном из окислов азота, а то, что в нем происходит вторичная трансформация выброшенных в атмосферу вредных веществ. Правда, как утверждает Е.Симонтникова, все неприятности носят достаточно локальный характер, то есть смог вреден лишь вблизи трасс, а вот уже во дворах домов, построенных вдоль этих самых трасс, его влияние резко снижается: "В такую погоду просто надо гулять с детьми во дворах, на детских площадках".

Вполне естественно, что после такого пассажа рождается закономерный вопрос: а отслеживают ли экологические органы размещение детских площадок в нашем городе? Ведь чем ближе к МКАДу, тем чаще можно встретить площадки, отделенные от трассы лишь неширокой полоской газона. Вопрос этот вызвал у гг. Бочина и Симонтниковой неоднозначное выражение на лицах, а последовавший за тем ответ вряд ли можно назвать удовлетворительным: "Мы вправе требовать от строителей, чтобы они оборудовали зеленые буферные зоны вдоль проезжей части улиц". В общем, граждане, ищите другие детские площадки. Отвлекаясь от темы пресс-конференции, следует добавить, что оборудование многих детских площадок поставляется по благотворительным программам, составной частью которых является привлечение заинтересованных инвесторов, чье желание помочь детям подогревается значительными налоговыми льготами и возможностью разместить на горках и песочницах реквизиты своих фирм. Так вот, инвесторы иногда отказываются от участия в благоустройстве города, если эти самые реквизиты не будут видны как можно большему числу прохожих и проезжих. То есть в "старорежимном" дворе, защищенном от оживленной улицы застройкой, вероятность встретить красивую, современную, интересную детскую площадку вроде тех, что устанавливаются "Маленькой Москвой", невелика.

Но вернемся к экологической ситуации в городе. Похоже, по убеждению московского правительства, большинство экологических неприятностей происходит из-за федеральных властей, прикрывших московскую экологическую полицию, не дающих возможности принять московский закон об экологическом аудите и пр. Объясняя свое рвение заботой о москвичах, городские власти все же планируют в скором времени восстановить подразделения экологической полиции. Также планируется до 2003 года провести полную инвентаризацию зеленых насаждений города – то есть, каждый росточек будет на учете. Еще в ближайших планах – установка нейтрализаторов СОСН на муниципальный транспорт (она вскоре будет завершена), однако, по словам господина Бочина, доля собственно муниципального транспорта в Москве невелика, а федеральный центр все откладывает и откладывает распоряжение по оборудованию нейтрализаторами всех отечественных автомобилей еще на заводском конвейере, хотя известно, что наши машины ни в коей мере не соответствуют по чистоте выхлопа европейским нормам, которые планируется ввести в Москве. Но самый, вероятно, любимый план московских экологических властей – установка в городе специализированных автоматических постов экологического мониторинга, определяющих характеристики воздуха и выводящих результаты на табло, дабы информировать горожан о состоянии атмосферы. Таких постов сейчас 11, но вскоре должно быть 26.

В общем, уверил журналистов Леонид Бочин, у нас все и так неплохо, а будет еще лучше и веселее. Особенно если федеральный центр не станет сдерживать экологические инициативы субъектов федерации. Ой, что будет...

Выбор читателей