Корифеи и невидимки

У граждан складывается стойкое убеждение, что самые молодые и современные детские писатели – Эдуард Успенский и Григорий Остер. Сами мэтры и живые классики это убеждение-заблуждение с удовольствием поддерживают

Что случилось с нашей детской литературой? А ничего особенного. Живет себе, поживает. Только очень тихо почему-то. Мало кто ее видит, мало кто о ней слышит.

Когда я собиралась писать эту статью, то позвонила одной мудрой даме, знающей о детской литературе практически всё, и спросила: "Как Вы думаете, в чем же основная проблема?". И таки угадайте, что она ответила.

А вот и нет. Дело вовсе не в отсутствии молодых талантов, не в сложностях издательского процесса или непрофессионализме многих издателей (хотя и в них тоже), а в том, что слишком мало информационное поле. Проще говоря, в том, что именно о детских книжках пишут в основном специализированные издания, а на телевидении им посвящена лишь одна семиминутная передача (детская!), да и та выходит по выходным в 8 Yтра. В результате у граждан складывается стойкое убеждение, что самые молодые и современные детские писатели – Эдуард Успенский и Григорий Остер. Сами мэтры и живые классики это убеждение-заблуждение с удовольствием поддерживают, единодушно утверждая в своих интервью, что некому, дескать, лиру передать. Только если Андрею Усачеву… Но Усачев в переданной лире вряд ли нуждается – у него своя есть. Сейчас он – один из самых печатаемых авторов детских книжек, и его имя известно даже Сергею Михалкову, председателю Совета по детской книге России, который вообще-то – складывается такое впечатление – почти уверен, что на нем детская литература и закончилась.

Но Усачев, как я уже сказала, – пожалуй, самый печатаемый из талантливых писателей, не перешагнувших сорокапятилетний рубеж. Многих его ровесников и – тем более – младших коллег для корифеев жанра словно бы и не существует, несмотря на то, что их редкие книги получают профессиональные премии – в том числе и весьма престижную Корчаковскую (Олег Кургузов за книгу "Солнце на потолке"), или дипломы Международного совета по детской книге (Марина Москвина и др.). Все это тем более обидно, что такие знаковые персонажи, как Остер, Успенский, Михалков интересны многим. С ними советуются, у них берут интервью самые разнообразные – и весьма популярные – издания. С такой трибуны бы да поделиться информацией... Но, видно, мэтр – не читатель. А информационное поле, с которого мы начали разговор, тем временем не расширяется. И читатели, бредущие вдоль прилавков в поисках очень-очень хорошей книжки, могут пройти ее, не заметив – потому что глаз не остановится на незнакомой, редко упоминаемой фамилии.

Зато фамилии некоторых авторов "из новых" встречаются на обложках неумеренно часто. Качество их писаний сравнимо лишь с качеством китайского ширпотреба, да и то не всякого. Но эти авторы много бегают по издательствам, соглашаются на любую работу, делают ее "быстрее всех тетенек" и недорого просят. В результате, сначала их печатают от жадности или неумения разобраться в качестве текста, а потом – ах, какой пассаж! – имена ремесленников-графоманов за счет тиражируемости становятся "брэндом", на который слетаются покупатели. "Брэнды" сии называть не хочется. Впрочем, возможно, об этом имело бы смысл поговорить отдельно.

Еще одна тема для отдельной статьи – жанры того, что печатается. Редкий издатель детской литературы готов читателя растить. Поучать – сколько угодно. Недаром так много развелось в последние годы всяких "Азбук", "Считалок" и пр., засилью которых на прилавках конца-края не видно. Причем в заведомо дидактических книгах крайне редко соблюдаются простейшие методические и педагогические "условности", в результате чего книга не является ни учебником, ни литературой. Но ведь покупают наши сограждане вирши про то, что "Говорит корова: МУ! / Хорошо в своем дому!", а потому издатели будут их тиражировать вместе с низкопробными картонными книжками "для самых маленьких", созданными с учетом того, что целевая аудитория – скопище малолетних кретинов.

В то же время, взяться за "обучалку" или "картонку" – довольно быстрый путь писателя к изданию, потому что эти "экологические ниши" еще не до конца заполнены. Классические же ниши сказок, стихов и прозы заняты классиками же, и втиснуться туда молодому автору ох как непросто. Зато в относительно новых для нас жанрах детской литературы – страшилках и детективах – смогли найти себя такие чудесные писатели, как Валерий Роньшин и Сергей Седов.

Впрочем, для всех жанров открыты детские литературные журналы: альманах "Колобок и два жирафа", журналы "Кукумбер", "Вовочка", "Пампасы" и др. Поэтому родителям, всерьез озабоченным детским чтением и поиском интересных современных авторов, можно посоветовать: покупайте журналы! И тогда в следующий раз, скользя взглядом по книжному прилавку, вы обязательно заметите на нем книги Михаила Есеновского, Юрия Вийры и многих (действительно многих!) других талантливых и современных авторов.

Выбор читателей