Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Вместе с тем очевидно, что подобный всплеск профессионального удовлетворения продиктован отнюдь не улучшением условий труда. Ценность работы растет прямо пропорционально страху ее потерять. Но можно ли ожидать, что этот страх заставит работников трудиться с удвоенной силой?
По данным западных исследователей, с наступлением кризиса эффективность работы персонала крупных компаний резко снизилась. Массу времени и сил у сотрудников отнимает обсуждение проблем организации и слухов об увольнениях, они пребывают в растерянности и испытывают стресс.
Изучая проблему профессионального стресса, социологи и психологи опираются на закон Йеркса-Додсона, согласно которому, с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшем увеличении воздействия стрессовых факторов показатели деятельности начинают снижаться. Одним из наиболее наглядных проявлений этого закона является как раз реакция на сильный страх. При возникновении опасной ситуации человек стремится ее избежать. И чем сильнее опасность, тем больше это стремление. Но если страх зашкаливает, возникает ступор, когда человек буквально не может пошевелиться. Иными словами, если для одних угроза сокращения послужит мощным стимулом к повышению собственной производительности, других она, наоборот, может практически полностью парализовать.
Однако даже среди "стойких солдатиков" найдется совсем немного тех, кто способен долго и при этом с полной отдачей трудиться в условиях постоянного стресса. Если на ранней стадии стресс может привести к повышению интенсивности и эффективности работы служащего, то затем начинает накапливаться усталость, раздражительность, здоровье человека постепенно ухудшается, и качество труда падает.
В условиях кризиса многие работодатели поддаются соблазну повышать мотивацию сотрудников с помощью "кнута", совсем отказавшись от "пряников". Но в долгосрочной перспективе подобная стратегия рискует оказаться проигрышной. Это подтверждают выводы экономистов из университета Канзаса, опубликованные Washington ProFile.
Поскольку само по себе понятие "счастье" достаточно эфемерно, в рамках исследования счастливым был признан человек, который испытывает позитивные эмоции (хорошее настроение, интерес к своему делу) и не проявляет апатии или грусти. Выяснилось, что счастливые сотрудники работают лучше несчастных: они быстрее и правильнее принимают решения; поддерживают лучшие отношения с остальными членами коллектива. При этом производительность труда счастливцев на 10% - 25% выше, чем у их более пессимистично настроенных коллег. Следовательно, чем больше сотрудников недовольны своим положением и чем более долгое время их дурное настроение не исчезает, тем больше убытки компании. Как посчитали исследователи, фирма, в которой несчастливы 100 менеджеров среднего звена, за год теряет $390 тысяч.
Российский лидер обозначил позицию Москвы