В России закипают колбасные страсти

Иностранные государства наперебой упрекают Россию в протекционизме вопреки высоким идеалам ВТО, членом которой страна совсем недавно стала


ФОТО: Getty Images



Иностранные государства наперебой упрекают Россию в протекционизме вопреки высоким идеалам ВТО, членом которой страна совсем недавно стала. Для ЕС как кость в горле - утилизационный сбор на иномарки, демонстративно введенный сразу после вступления в организацию. А США угрожают судом за рактопаминовый заслон на пути американской говядины и свинины, воздвигнутый в феврале текущего года. Россия таким образом пытается защитить не столько потребителей, сколько собственное животноводство, заявляют американцы. И их упреки не беспочвенны. Парадокс, однако, заключается в том, что, ограждая от конкуренции одни отрасли, российское государство забывает о других, которые зачастую находятся с ними в одной и той же лодке. В результате, для них конкурентная среда становится еще более агрессивной. И как следствие, нарушая и без того шаткий баланс, российские власти рискуют потопить все судно.

С весны 2003 г. российское животноводство надежно защищается квотами на импорт мяса. Производителям колбас и другой мясной продукции приходится закупать дорогое отечественное сырье не самого лучшего качества (на его долю приходится порядка 70%), что соответствующим образом сказывается на себестоимости изделий. Однако до недавних пор это неудобство компенсировалось достаточно высокими ввозными пошлинами на импортные мясопродукты - 25% стоимости, но не менее €0,4 за килограмм. В результате импортная колбаса была на 30 - 40% дороже российской, а доля импорта на рынке минимальна.

Все изменилось с вступлением в ВТО. Пошлина на готовую мясную продукцию обрела символический характер - €0,25 (примерно 10 руб.) с 1 кг без всяких процентных составляющих. И уже с Нового года началось ее постепенное снижение. В результате на российский рынок стала активно пробиваться колбаса из соседних стран - Прибалтики, Германии и Польши. Невысокие расходы на логистику и гораздо более низкая себестоимость продукции позволяет ей уже сейчас конкурировать по цене с продукцией российских производителей. Годом ранее создание Таможенного союза открыло доступ на рынок дешевой белорусской колбасе. По мере дальнейшего падения пошлин будут подтягиваться и производители из дальнего зарубежья. При этом квоты на импорт мяса пока сохраняются.

Несмотря на то что десятилетняя "оборона" отрасли принесла определенные плоды, в целом ситуация в российском животноводстве по-прежнему далека от идеала. В частности, производство собственной свинины за последние шесть лет выросло в четыре раза, и цены на нее заметно снизились. Но даже в этом случае ее себестоимость все равно далека от западной. А вот с говядиной дела обстоят и вовсе худо. Число хозяйств, которые занимаются разведением специальных мясных пород крупного рогатого скота, можно пересчитать по пальцам. Остальные предпочитают молочное производство, а на убой идет лишь отбракованный скот.

Так что к полноценной конкуренции отрасль также не готова. В то же время, тотальная зависимость от импорта - не лучший выход из положения, уверяет глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Когда на внешних рынках вдруг появляется дефицит мяса, цены резко взлетают. Кроме того, в мире периодически вспыхивают эпидемии, и тогда любая страна, защищая свой внутренний рынок от проникновения этих болезней, закрывает поставки. "Если мы не будем развивать собственную базу, мясопереработчики в этом случае вообще останутся без сырья", - предупреждает эксперт.

Правда, в этом случае становится непонятно, кто будет покупать дорогое российское мясо, если стремительно дешевеющий импорт мясных изделий убьет отечественную переработку.

Лучше не барьеры воздвигать, а очень серьезно пересмотреть государственную программу инвестирования, полагает исполнительный директор Национальной ассоциации скотопромышленников Роман Костюк. "За три - пять лет должна быть создана сырьевая база, которая могла бы в период госинвестиций конкурировать по конечной своей продажной цене с ценой мяса импорта, и уже после того как она была бы создана, можно плавно поднять пошлины, вытесняя чужую продукцию, но предложив свою альтернативу", - поясняет он. Доступ к дешевым кредитам и создание благоприятных условий для ведения бизнеса, безусловно, тоже не помешают.

Но о таком благоденствии в российских реалиях можно только мечтать. Поэтому все участники мясного рынка единодушны в одном: снижение пошлин на готовую мясную продукцию в нынешних условиях было колоссальной ошибкой. Возможно, государство ее осознало и по-своему пытается исправить. И именно этим объясняется пристальное внимание главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко к поискам конины в колбасе. Но в пользе подобных изысканий представители отрасли сомневаются. Более того, они опасаются, что это окончательно дезориентирует потребителя, который и так уже никому не доверяет.

Пока же у мясопереработчиков остается два варианта - либо скатываться в сегмент дешевой низкосортной колбасы, где минимум мяса и максимум добавок, либо, наоборот, уходить в премиальный сегмент и делать настоящую, вкусную, эксклюзивную, невероятно дорогую колбасу. Но тут возникает другая проблема: как объяснить покупателю, почему она такая дорогая.

В Европе и других развитых странах продукты делятся на две, максимум три, категории - ненатуральные, натуральные и органические. В такой системе координат настраивать коммуникацию с потребителем достаточно просто: чем натуральнее продукт, тем он качественнее и дороже, это всем понятно. Но в России на самые популярные у населения советские сорта колбасы, типа "Докторской", до сих пор действуют обязательные ГОСТы. И в этих условиях взаимодействовать с покупателем становится сложнее, потому что в нем просыпаются стереотипы: зачем платить в три раза больше, если вот же лежит рядом такой же батон колбасы, сделанный по тому же ГОСТу?

"Язык коммуникации утерян, - сетует директор "Мясного Дома Бородина" Виталий Геворкян. - Если покупатель говорит на языке 1937 года или 1961 года, а сегодня 2013-й, мне с ним на каком языке общаться? Мы пытаемся формировать стандарты натурального продукта. И мы хотим говорить с покупателем без посредничества чиновников, разрабатывающих ГОСТ".

Между тем ГОСТ - атавизм, который гарантирует лишь то, что человек таким продуктом не отравится. Но намешать туда иной раз можно очень многое. Недаром же родилась в народе шутка про колбасу из туалетной бумаги. Например, ГОСТ образца 1979 г., когда в СССР начались проблемы с мясом, допускает в колбасе наличие так называемого мяса мехобвалки (то есть перемолотые кости, хрящи и т.д.), свиной шкурки и прочих "интересных" ингредиентов. А уже во времена РФ, после введения квот на импорт, в ГОСТах появился глутамат натрия (усилитель вкуса), чтобы "подсластить" не самое лучшее российское мясо. И почему-то мало кто сегодня вспоминает, что в Советском Союзе наряду с ГОСТом, обязательным для всех, существовал еще и "Знак качества", выделявший действительно хорошую продукцию.

Сегодня сохранение ГОСТов выгодно лишь производителям дешевой низкокачественной продукции, помогая продавать ее под видом вполне достойной, хотя и доступной по цене. Тех немногих представителей отрасли, которые предпочитают второй вариант развития, такое положение дел категорически не устраивает. Они намерены вместо ГОСТов создать новые стандарты и независимую от государства систему контроля их соблюдения на базе профессиональной ассоциации, объединяющей производителей натуральных мясных продуктов. По сути, это цеховое объединение, которое само устанавливает правила игры для своих членов и жестко следит за их соблюдением, потому что промах одного кидает тень на всех остальных. Именно такой подход практикуется в развитых европейских странах. И если осуществить эту идею внутри России не удастся, остается влиться в существующую систему какого-либо из союзов ЕС.

Выбор читателей