Новый авианосец заШТОРМит океаны

Военные и политики осознали необходимость усиления российского флота. Имея палубную авиацию, он будет способен развернуть свои силы в случае серьезного конфликта в любой точке Мирового океана

Самый мощный в мире ледокол "Арктика", который был спущен на воду пару недель назад со стапелей Балтийского завода, станет еще и испытательной площадкой для атомных реакторов РИТМ-200. Как стало известно из источников в военно-промышленном комплексе, после "проверки боем" паропроизводящей установкой с такими же реакторами будет оборудован перспективный российский атомный авианосец "Шторм". Контракт на строительство авианосца, по информации замглавы российского военного ведомства Юрия Борисова, должен быть подписан к концу 2025 года. Установки с "Ритмами" позволят тяжелому кораблю развивать скорость до 30 узлов (это около 56 км/час). Крейсер будет нести на своем борту до 90 летательных аппаратов.

Макет авианосца проекта 23000Е на выставке "Армия 2015". Фото: Артем Ткаченко/ Wikipedia

Чем примечателен реактор РИТМ-200? Во-первых, в настоящее время это самый мощный ядерный реактор - 175 МВт, он значительно превосходит те, что сейчас стоят на атомных ледоколах (150 МВт). Во-вторых, РИТМ-200 почти в два раза легче и вместительнее. Такое решение достигается благодаря интегральной сборке (раньше генераторы находились вне реактора, теперь располагаются в нем). В-третьих, этот реактор наиболее безопасен и надежен при возникновении аварийных ситуаций. Именно этого запаса прочности не хватает единственному в российском флоте авианесущему крейсеру "Адмирал Кузнецов", газотурбинная силовая установка которого часто дает сбои. Конструкторы учли опыт "Адмирала Кузнецова" и пришли к выводу: перспективные тяжелые корабли должны быть оснащены более надежными силовыми установками.

Сначала энергетическая система нового авианосца рассматривалась в двух версиях: ядерной и газотурбинной. И все же специалисты сошлись на компромиссном варианте: роль основного двигателя будет играть установка с ядерным реактором, а вспомогательным (запасным в случае возникновения каких-либо проблем) станет газотурбинный двигатель.

В проекте нового тяжелого авианесущего крейсера будут воплощены все самые последние технические достижения. А ядерный реактор - это лишь один из фрагментов сложного проекта, над которым сейчас работают российские конструкторы.

Долгое время в военно-политическом руководстве страны не утихали споры о необходимости разработок новых авианосцев для российского флота. В ельцинскую эпоху плавучий аэродром "Адмирал Кузнецов" хотели списать и утилизировать. И только благодаря усилиям флотоводцев крейсер удалось спасти, однако вопрос разработки современных авианосцев дальше вообще не поднимался.

После истории с "Мистралями" необходимость собственных разработок в строительстве авианосцев стала не только вопросом престижа. Несмотря на дороговизну проекта и продолжающиеся разногласия между военными экспертами, проект все-таки появился.

Перспективный авианосец под названием "Шторм" (23000Э) разрабатывается при сотрудничестве двух конструкторских бюро: Крыловского государственного научно-исследовательского центра и Невского проектно-конструкторского бюро Санкт-Петербурга. Пока существует только проект. Предполагается, что длина авианосца составит 330 м, длина взлетной палубы - 250 м, ширина - 40 метров. Водоизмещение крейсера составит до 100 тыс. тонн.

Основные требования, предъявляемые к новому авианосцу, - независимость и мобильность, корабль должен перебрасывать всю необходимую технику и снаряжение в нужное место и в сжатые сроки. А авиагруппа позволит наращивать свое присутствие в определенном регионе.

На крейсер возлагаются следующие задачи: обнаружение и уничтожение подводных и надводных средств противника, нанесение ударов по объектам инфраструктуры противника на суше, защита собственного флота. Все задачи должны выполняться в дальней морской и океанской зонах. Корабль сможет наносить удары как при помощи собственного вооружения, так и авиации. На крейсере, кроме того, будет обеспечена противовоздушная оборона.

При разработке проекта конструкторы учли недоработки и слабые места "Адмирала Кузнецова", на борту которого сейчас находятся только перехватчики Су-33 при насущной необходимости в многоцелевых самолетах. Радиус действия модифицированного сухопутного варианта Су-27 ограничивается зоной до 1300 км; на крейсере необходим самолет дальнего радиолокационного обнаружения. К тому же численность авиационной группировки "Адмирала Кузнецова" очень мала.

Сам по себе авианосец - хорошая мишень в открытом море для противника. Для защиты корабля необходима поддержка авиационной ударной группы (АУГ), но реального опыта использования АУГ во взаимодействии с авианосцем у российского флота нет. Поэтому "Шторм" может оказаться первым кораблем, на котором можно будет проверить эти идеи на практике. В настоящее время единственным государством, обладающим полноценными АУГ, являются США. В состав группы, помимо самого авианосца, входят также корабль снабжения, две атомных подводных лодки, два ракетных крейсера, три эсминца. Россия пока не может собрать такую группу кораблей.

В атомной версии водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. т, "неатомной" - 55-60 тыс. тонн. Если считать, что на одну тонну водоизмещения приходится один летательный аппарат, то для атомного варианта авианосца - это около 70 разных летательных аппаратов.

Когда мы смотрим на макет "Шторма", первое, что бросается в глаза по сравнению с другими проектами авианесущих крейсеров, - практически пустая палуба. Мы видим компактные вышки управления, "островки" вместо больших надстроек. Сама палуба также имеет новое оригинальное решение: на ней теперь два трамплина для двух направлений взлета. На корабле спроектированы два подъемника вертикального и качельного типа. Это позволит значительно сэкономить место на крейсере. За посадку будет отвечать аэрофинишер - устройство на основе троса, который гасит посадочную скорость. Кстати, в настоящее время в подмосковном Жуковском идут испытания подъемников для палубных истребителей.

Какие именно самолеты планируется разместить на авианосце? Во-первых, это будут палубные истребители Т-50. Серийные поставки этого многоцелевого истребителя запланированы на 2017 г., а к 2020-му на вооружении будет 55 таких самолетов. На палубе также разместятся одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ. Они представляют собой истребители нового "4++" поколения и предназначены для решения задач противовоздушной обороны кораблей, завоевания господства в воздухе, поражения целей управляемым высокоточным оружием в любое время суток и в любую погоду.

Корабельная группировка будет беспомощна при отсутствии информации о противнике. Задачи контроля за воздушным, наземным и надводным пространством, а также наведения авиации на обнаруженные цели будут возложены на пункт радиолокационного дозора и наведения на базе самолета Як-44Э. Для борьбы с подводными лодками будет предназначен вертолет Ка-32, начиненный торпедами, глубинными бомбами, неуправляемыми ракетами и минами.

Один из самых интересных моментов в определении облика будущего корабля - ракетное вооружение. За противовоздушную оборону корабля будут отвечать сразу четыре модуля. По всей видимости, это будет новейший корабельный вариант С-500 "Прометей". Такой комплекс сможет поражать практически все воздушные цели: не только самолеты и беспилотники, но и ракеты средней дальности, крылатые ракеты, летящие со скоростью выше 5 М (скоростей звука), а также боеголовки межконтинентальных баллистических ракет.

Безусловно, создание авианосцев позволит России значительно усилить военное присутствие в Мировом океане, потеснив США. Сегодня активно развивает свой авианесущий флот и Китай, который недавно принял на вооружение первый авианесущий крейсер "Ляонин" (наш "Варяг"), но в будущем также планирует вооружаться своими собственными авианосцами. Есть предположения, что уже через 5 лет Китай может сформировать две АУГ.

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России больших финансовых вливаний, приблизительная стоимость одного авианосца - $5 млрд, и это еще не все. Потребуется строительство кораблей сопровождения и всей инфраструктуры ударной группы. И в таком случае речь может идти о колоссальной сумме.

Решение о строительстве авианосцев может быть принято лишь при условии очевидности применения таких кораблей ВМФ России. Российское побережье растянуто на тысячи километров, есть стратегические интересы в Арктике, где возможные боевые действия в могут проводиться большей частью на море. В перспективе наличие авианосцев в районе российского арктического побережья позволит России обойтись без большого количества воздушных баз, обеспечивающих сегодня патрулирование и контроль морских границ. 

Выбор читателей