КНДР предстала в фотографиях

В Центре фотографии братьев Люмьер в Москве открылась первая в России выставка, посвященная одному из самых закрытых государств в мире - "(Не)возможно увидеть. Северная Корея"

В московском Центре фотографии братьев Люмьер открылась первая в России выставка "(Не)возможно увидеть. Северная Корея", посвященная одному из самых закрытых государств в мире. Более 70 фотографий, отобранных специально для экспозиции в России, объединились главным замыслом - показать возможности фотографии в исследовании образа одного из самых закрытых государств. Дополнят выставку репортажные кадры, сделанные советскими фотографами в середине и второй половине XX в., давая возможность показать диапазон восприятия КНДР в разных культурных и временных контекстах.

Фото: Валерий Латыпов 

"В выставке участвуют 18 авторов, 9 из них - европейские фотографы. Мы показываем стык советского репортажа XX века - как воспринималась Северная Корея фоторепортерами 20-го столетия, - и то, как сегодня мировая арт-фотография демонстрирует нам эту страну. Цель нашего проекта - побудить каждого из вас выработать свою точку зрения. И каждый из авторов, кто представлен и участвует в выставке, также имеет свою точку зрения. Они показываю ту идею и те моменты, которые их волновали больше. Все это вместе называется "Северная Корея: не возможно увидеть/Возможно увидеть", потому как каждый увидит свое", - рассказала на брифинге, предварившем открытие выставки, главный куратор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.

Фото: Анна Денисова

В своих работах я, прежде всего, старалась выразить сложность жизни в Северной Корее и ее многогранность. Я думаю, что социальная индивидуальность существования и коллективная самобытность не противоречат друг другу. В своих работах в противовес этой позиции индивидуального и коллективного меня больше интересовал образ пропаганды. Насколько оправдан такой предрассудок относительно Северной Кореи? В своих работах я как раз хотела уйти от этих предрассудков и посмотреть поверх, не впадая в идеализацию. Мне кажется, что пропаганда и реальность в Северной Корее, точно такие же две части многогранного бытия, как индивидуальное и коллективное", - прокомментировала фотограф из Нидерландов Элис Велинга.

Фото: Валерий Латыпов  

Как рассказал в ходе брифинга Филипп Шансель, работы из его фотосерии посвящены массовым празднованиям, и, по словам автора, это действительно впечатляющее зрелище. "Представьте себе, что  огромное количество людей, которые находятся на стадионе и каждый участник - это живой пиксель, из которого складывается грандиозная картина. Для меня, когда я работал над этой серией, было очень важно снимать из центра, чтобы картинка получилась впечатляющая. Говоря же об индивидуальности в Северной Корее, мне кажется, что мы должны понимать разницу между государством, системой и отдельно взятым человеком", - добавил он.

Фото: Анна Денисова

Эддо Хартман, выставка работ которого ранее была организована в Северной Корее, на вопрос журналистов о восприятии фотографий людьми в КНДР и за рубежом этой страны, заметил, что для него было большой честью стать первым европейцем, представившим свои работы в Северной Корее. "Первое, что я хотел бы отметить, что мне было позволено показать работы, которые я сделал за пределами Пхеньяна и работы, которые я сделал в Пхеньяне. И я задумался, что я могу такого показать? Я решил выдать абстракцию. Потому что абстракция это не то, что хорошо известно для северокорейцев. И, надо сказать, что было здорово поработать там и общаться с северокорейцами. Выставка длилась всего две недели, но я был удивлен, что для них не существует индивидуального похода на выставочные пространства. Они все ходят коллективами. Коллектив домохозяек, коллектив рабочих: они всегда ходят массами", - рассказал Эддо Хартман.

Фото: Валерий Латыпов 

В экспозицию также вошли фотографии, созданные в годы дружбы СССР и КНДР, когда фотография сыграла колоссальную роль в формировании идеологически выверенного образа "дружественной социалистической страны". Сочетание современных и архивных материалов, проявляющее сходства и различия в темах, сюжетах и способах показа, также ставит вопрос о границах фотографии и возможностях восприятия.

В рамках параллельной программы выставки запланированы экскурсии, лекции и кинопоказы. Так, 22 июня в 19:00 состоится встреча с авторами, чьи работы вошли в экспозицию: Филиппом Шанселем, Эддо Хартманом и Элис Велинга. ОНи покажут свои проекты, которые участвуют в выставке, а также не вошедшие материалы, расскажут о своей работе и поделятся опытом пребывания в Северной Корее. Подробности можно узнать на официальном сайте lumiere.ru в разделе "Мероприятия".

Фото: Анна Денисова 

В субботу, 24 июня, в 14:00 пройдет авторская экскурсия по серии работ Эддо Хартмана, которую проведет сам автор совместно с куратором выставки Ольгой Аннануровой. На протяжении всей выставки пройдут экскурсии по четвергам (29 июня, 6 июля, 13 июля, 20 июля, 27 июля - 19:30) и субботам (1 июля, 8 июля, 15 июля, 22 июля, 29 июля  - 15:00).

В июле в Центре фотографии запланированы киносреды. К примеру, 5 июля в 19:00 будет показана картина "Песни с Севера", в основу которой легли песни, съемки массовых мероприятий, отрывки из популярных кинофильмов и архивные съемки, благодаря которым зритель увидит загадочную Северную Корею совсем с другого ракурса – не через искаженную линзу пропаганды и шокирующей сатиры.А  12 июля в 19:00 Центр представит документальный фильм Виталия Манского "В лучах солнца", который знакомит с одним годом из жизни восьмилетней школьницы из Пхеньяна. И 19 июля в 19:00 пройдет показ фильма "Мои братья и сестры на севере". В этой картине  Корейский режиссер Сун-Хенг Чо пытается понять удивительное восхваление северокорейским народом своего лидера.

Выбор читателей