В результате вымывания из числа крупнейших мировых корпораций высокотехнологичных компаний произошло то, чего никто не мог себе представить. Когда мутная вода на фондовом рынке стала оседать, все отчетливее становились видны новые лидеры. Ими стали те, кого менее всего затронуло снижение темпов развития экономики США и Европы, – фармацевтические компании. Для целого ряда подобных компаний текущий год оказался одним из наиболее удачных за прошедшее десятилетие. Например, акции Johnson & Johnson за этот год уже подорожали на 25% и сейчас находятся на своем историческом максимуме.
Фармацевтические компании и раньше относились к весьма заметным на рынке, но до сих пор говорилось в основном лишь об их перспективности. Ресурс развития этих компаний тесно связан с потребительским спросом, и в этом они похожи на представителей hi-tech, однако им присуща одна очень важная особенность: они не работают в рамках спроса, а управляют им. Болезней на свете много, и своевременный рассказ о них "во всей красе" всегда приводит к росту спроса на соответствующие лекарственные препараты. Развитие тех же технологических компаний базировалось на дальнейшем техническом совершенствовании их продукции в расчете на то, что потребительский спрос является очень гибким и вся новая продукция будет приниматься с искренним восторгом. Однако в мире потребителей время от времени возникает тенденция, которую на бытовом языке можно обозначить словом "приелось". Восторг по поводу новых технологических новшеств стал иссякать, что не осталось незамеченным на фондовом рынке.
Фармацевтический бизнес относится к числу самых подвижных, и смена лидерства здесь отнюдь не редкость. Еще в начале 1999 года колоссом фармацевтики являлся Merck, который прочно удерживался на 20-м месте в табели о рангах крупнейших компаний мира. По прошествии двух с половиной лет все поменялось. На лидирующие позиции вышел Pfizer, легендарный производитель средства от половой дисфункции Viagra. Поднять свой статус компании удалось не только благодаря выпускаемым препаратам. Не обошлось и без слияний: Pfizer укрупнился за счет установления контроля над Warner Lambert.
Высокая конкуренция в отрасли приводит к созданию крупных концернов, которые умеют не только производить препараты-бестселлеры, но и грамотно о них рассказывать покупателю, подчеркивая их уникальность. Второй компонент, как правило, оказывается намного более важным, несмотря на отсутствие каких-либо возможностей для его денежного выражения. Без него были бы невозможны те умопомрачительные объемы продаж, которые генерируются сейчас на рынке. Нынешнее лидерство Pfizer это подтверждает. Уж кому как не этой компании знать способы привлечь внимание покупателя, если в ходе 20-го столетия она приучила весь мир поглощать в невероятных количествах аскорбиновую кислоту.
Конкуренция среди фармацевтических компаний просто колоссальная и в основном протекает в виде битвы основных брэндов, на которые приходится значимая часть доходов. Зависимость финансового состояния компаний от продаж основных брэндов весьма высока. Например, тот же Pfizer большую часть доходов получает от продажи лишь восьми препаратов, но каждый из них приносит компании в год более $1 млрд. Неудача в дистрибуции хотя бы одного брэнда может серьезно отразиться даже на самой устойчивой компании. Такие неудачи периодически случаются, и причина отнюдь не только в ненадежности самих лекарств. Фармацевтический рынок является одним из самых "грязных" в мире. Когда решаются судьбы миллиардов, в ход идут любые методы. Самый простой – опорочить лекарственный препарат. Всякий маломальский скандал бьет в цель.
Одним из наиболее ярких событий последнего времени в фармацевтическом бизнесе стал скандал с антихолестериновым препаратом Lipobay (Baycol) германской компании Bayer (рынок лекарственных средств для борьбы с холестерином является одним из наиболее доходных в США). В 2000 году Lipobay стал одним из важнейших препаратов для Bayer, доходы от его реализации в США за год повысились в два раза. Скандал привел к полной дискредитации лекарственного средства. Котировки акций Bayer снижались с $55 в начале 2001 года до $25 в конце сентября. В результате скандала конкуренция антихолестериновому препарату Lipitor, который выпускается компанией Pfizer и приносит ей основную массу доходов, снизилась до минимума. Только истерия по поводу вируса сибирской язвы помогла Bayer несколько выправить свое положение, поскольку внезапно очень популярным оказался антибиотик Ciprobay (Cipro или Ciproxin), выпущенный компанией еще в далеком 1984 году.
Одной из ключевых сил на мировом рынке лекарственных средств является американская Комиссия по надзору за качеством продуктов питания и медикаментов (FDA). На практике это приводит к тому, что зачастую само существование компании может зависеть от решения по поводу выпуска или запрещения того или иного препарата. Это добавляет неуверенности инвесторам фармацевтических компаний. Но, как бы то ни было, равноценной им альтернативы на фондовом рынке пока нет.
Начало кризиса американской экономики стало серьезным испытанием для крупнейших компаний мира. Однако для фармацевтических компаний такая проблема не возникла: в ходе развития человечества только одна вещь никогда не теряет своей актуальности – это ценность человеческой жизни. Все те, кто неразрывно связан с проблемами жизни и смерти, здоровья и недугов, никогда не окажутся в кризисе. Спрос на фармацевтическую продукцию может снизиться только в двух случаях: если на нашей планете будут жить совершенные и бессмертные существа, либо людям вовсе надоест жить. Вероятность таких сценариев развития цивилизации вы запросто можете просчитать сами.
С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.