|
США, 2005
Режиссер: Микаэль Хафстрем
В ролях: Клайв Оуэн, Дженнифер Энистон, Венсан Кассель
Братья Вайнштейн, стоявшие за такими проектами, как "Криминальное чтиво", "От заката до рассвета", "Умница Уилл Хантинг" и "Фаренгейт 9/11", расставшись с компанией Disney, выпустили на экраны первый фильм собственной независимой студии. В нем шведский дебютант в Голливуде Микаэль Хафстрем долго и весьма тривиально раскручивает мысль о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Оплаченный таинственной дамой на шпильках (Дженнифер Энистон) билет на поезд, скорее всего, обернется избиением, унижением, шантажом, вымогательством, развалом семьи, потерей работы и тюремным заключением. На своей шкуре это приходится пережить герою Клайва Оуэна, чья жизнь "сходит с рельс" (таково оригинальное название фильма) после одной-единственной случайной встречи по дороге на работу. Однако события фильма доказывают скорее не то, что кара за грех измены может быть несоизмеримо большой, а то, что под пиджаком обычного яппи может скрываться опасный тип, который разнесет вдребезги мышеловку незадачливых мошенников, посягнувших на его благополучие. Венсан Кассель в роли кота Базилио и Дженнифер Энистон в роли лисы Алисы сами выглядят дилетантами перед слетевшим с катушек благородным мстителем, воплощающим то самое "добро с кулаками", которого чают все законопослушные представители западной цивилизации.
В компьютеризированных джунглях большого города человек, где-то глубоко внутри, по-прежнему сохраняет свои дикие инстинкты. Он терпеливо проводит бесконечные рекламные кампании для капризных и глупых клиентов и может без подготовки выговорить фамилию "Ястржембский"... но если вы его спровоцируете – например, станете угрожать его семье и особенно дочери, больной диабетом, – мало никому не покажется.
Добрый доктор Гордон из "Пилы" отпиливает сам себе ногу, чтобы броситься спасать своих дорогих и любимых. Герой Уилсона Чарльз Шайн всего лишь убивает пару-тройку человек – практически безнаказанно. Это не классическое "С меня хватит", но вполне внятное (хотя и не вполне оригинальное) заявление о силах разрушения, таящихся в обычном гражданине. Другое дело, что заявления такого рода, по всей видимости, не входили в первоочередную задачу создателей фильма, поскольку предполагают минимальную долю иронии по отношению к персонажам.
Ее в "Цене измены" нет и в помине. Диалоги произносятся так многозначительно, как будто вместо английских слов составлены из формул высшей математики. Периодически также намекается на то, что авторы ведут со зрителями тонкую игру, развязка которой будет совершенно неожиданной. Возможно, в романе Джеймса Сигела, на котором основана "Цена измены", элемент неожиданности и сохраняется хотя бы до середины повествования, но на экране само лицо Дженнифер Энистон сходу выдает все предполагаемые секреты. Ошибка с подбором актеров в ее случае заключается в резком движении против привычного амплуа; в остальных случаях, напротив, с излишне верным соответствием ему. Француз Кассель оказывается слишком очевидным выбором на роль злодея, а англичанин Оуэн – слишком очевидным выбором на роль активного героя, на котором плохо сидит маска "середнячка". Во многом именно из-за этого разрушается иллюзия "загадочности", которую пытается создать фильм.
В кинотеатрах с 19 января