ФОТО: kassir.ru |
Значение Гольдони для итальянского театра сложно переоценить, но достаточно легко для нас представить. Гольдони в Италии - то же, что Чехов в России. Иногда классик, иногда бренд, иногда национальное достояние, а иногда - способ борьбы с традицией (то есть в некотором смысле с самим собой). И даже гастроли театра Гольдони в России - это ответ на чеховскую "Чайку". Приезд "Одного из последних вечеров карнавала" организован продюсерским центром Андрея Кончаловского после венецианского показа "Чайки". Последняя в постановке Кончаловского идет в Театре им. Моссовета.
Трехсотлетие Гольдони и планируемая поездка в Москву, казалось бы, обязывают. В первую очередь, к юбилейной мишуре, вычурной торжественности и подчеркнуто округлым национальным формам. Но менее всего спектакль выглядит сделанным в расчете на экспорт. В размеренном, порой даже затянутом действии - тут видна твердая рука оперного режиссера - трудно не заметить восхищенную и тщательную осторожность в обращении с текстом. "Один из последних вечеров карнавала" - легкая и, на первый взгляд, не слишком замысловатая комедия. События разворачиваются в доме синьора Дзамариа (Warner Bentivegna) и его дочери Доменики (Sara Bertela), созвавших гостей на карнавал. Хозяин и большинство приглашенных - участники венецианского ткацкого бизнеса. Интрига возникает, когда обнаруживается, что возлюбленного Доменики, талантливого рисовальщика Андзолетто (Stefano Scandaletti) и немолодую вышивальщицу мадам Гатто (Anita Bartolucci) пригласили поработать в далекой и почти нереальной "Московии". Чем там можно заниматься, кроме того, как "есть икру", никто себе толком не представляет. Отец не хочет отпускать дочь, дочь не хочет отказываться от жениха, жених не хочет отказываться от своего слова. А мадам Гатто не желает упускать возможность в последний раз почувствовать себя настоящей женщиной и изо всех сил пытается соблазнить юного коллегу. В итоге после сеанса взаимной лести ("конечно, вы не стары" - "нет, это вы не стары") друг в друга влюбляются синьор Дзамариа и мадам Гатто и решают поехать в Москву вместе с детьми, вчетвером.
Фото: kassir.ru |
На протяжении всего спектакля герои спокойно могут присесть на скамейку спиной к зрителю или в одиночестве разговаривать вслух, не замечая зрительный зал. Здесь стоит вспомнить, что сцена-коробка - это итальянское изобретение, и постановка с нежностью воспроизводит традицию. Впрочем, и само представление с мелодичным звуком фортепьяно, горящими свечами, огромными зеркалами, шуршащими платьями и точно, вплоть до паркета, обозначенным местом действия кажется красивой картинкой из хорошо изданного учебника по театральной истории. А такое издание неплохо заменяет помпезные официальные мероприятия по празднованию юбилея национального классика, вы не находите?