Украина по-прежнему незаменима

Читать в полной версии →
ЕС активно обсуждает Nabucco, но его перспективы все так же туманны. До сих пор не определен поставщик газа для этого проекта, который, по большому счету, не имеет реальной значимости для всех потенциальных участников


ФОТО: AP



Страсти вокруг украинской трубы в последние дни заметно утихли, но Европа продолжает активно обсуждать вопрос диверсификации поставок, в первую очередь, разумеется, проект Nabucco. Вчера на специально созванном по этому поводу энергетическом саммите в Будапеште в очередной раз рассматривались перспективы его осуществления. Глава венгерского правительства Ференц Дюрчань откровенно заявил, что проект не является чисто коммерческим, и призвал ЕС принять участие в его финансировании, выделив на эти цели в течение нескольких месяцев до €300 миллионов. Впрочем, безуспешно. Максимум, на что готов пойти Евросоюз, – обеспечить предоставление кредитов и гарантий. В частности, президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Томас Мироу подтвердил готовность рассмотреть возможность финансирования многострадального проекта.

Осторожность ЕС вполне объяснима: экономическая составляющая в данном случае не соответствует громким политическим заявлениям. "Проект невезучий в том плане, что ему придано символическое значение, совершенно ему не нужное", – отмечает президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. Одна только Западная Европа потребляет 600 - 700 млрд кубометров газа в год. С учетом Восточной Европы эта цифра становится еще больше. А проектная мощность Nabucco – 30 млрд кубометров. По отношению к общему объему потребления это капля в море, порядка 5%. Конечно, данный трубопровод позволит облегчить жизнь балканским странам, прежде всего, Болгарии и Сербии, сильнее всего пострадавшим при остановке украинского транзита именно потому, что, в отличие от остальной Европы, они оказались отрезанными практически от всех источников голубого топлива. Но в этом смысле был бы также полезен любой другой газопровод, идущий по Турции и попадающий на Балканы (и такие проекты имеются).

В общей же европейской газовой конфигурации Nabucco по сути ничего не меняет. Тем более что перспективы спроса на газ в ЕС сами по себе достаточно туманны. Новогодняя газовая война активизировала деятельность не только сторонников известного проекта, но и лоббистов от атомной и угольной отраслей. К тому же Европа уже давно, правда, пока не слишком успешно, ищет не только пути диверсификации поставок традиционных энергоносителей, но и альтернативные источники энергии.

Кроме того, до сих пор не определено, кто именно будет наполнять Nabucco топливом, хотя впервые о строительстве трубы, по которой можно будет доставлять каспийский газ через Турцию в Европу, заговорили еще в 2002 году. Тогда же был создан консорциум, развивающий этот проект. Но входят в него, как известно, лишь страны-потребители и транзитеры газа. А вот стран-производителей там нет. И в этом заключается одна из основных причин того, что за прошедшие шесть лет строительство трубопровода так и не началось. Фактически, единственное, что изменилось за это время, – оценка стоимости проекта, которая сейчас составляет порядка €8 миллиардов.

Изначально наиболее привлекательным источником поставок был Иран. Но в силу известных политических проблем иранский газ оказался недоступен. "Если с приходом Барака Обамы политика США по отношению к Ирану изменится, у проекта появится больше шансов", – полагает грузинский эксперт по экономическим вопросам Лиана Дженрливадзе. Однако, по мнению депутата азербайджанского парламента Асима Молладзе, в ближайшее время не стоит ожидать потепления американо-иранских отношений. Впрочем, Иран и сам никогда не планировал стать крупным экспортером газа, как это сделал Катар и как это исторически случилось с Россией. Сделав ставку на экспорт нефти, голубое топливо страна предпочитает использовать для внутренних нужд.

В качестве второго наиболее вероятного источника газа рассматривался Азербайджан. Но, по словам Асима Молладзе, для Азербайджана вопрос о поставке газа европейскому потребителю в принципе уже решен. Вместе с Грузией страна поставляет топливо в Турцию по трубопроводу Баку - Тбилиси - Эрзрум. Азербайджан готов закачивать свои ресурсы и в Nabucco, но участие в проекте не является жизненно важным для страны.

Что касается сотрудничества со странами Центральной Азии, этот вопрос тесно связан с необходимостью создания транскаспийского трубопровода, реализация которого упирается в проблему раздела Каспийского моря.

По большому счету, строительство Nabucco не имеет реальной значимости для всех потенциальных участников проекта. Он просто является картой в политической игре. И та же Турция уже пытается ее разыграть, связав вопрос о реализации Nabucco со своим вступлением в ЕС. "Естественно стремление европейских стран обеспечить дополнительный источник поставок, и вполне логично, что они обратили внимание на этот проект и в экстренном порядке стараются придать ему какой-то импульс для развития. Но слава богу, что пока политика уступает экономике и без экономических обоснований проекты не работают", – резюмирует начальник центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова.

Выбор читателей