|
Наиболее ощутимые потери понесут сегменты страхования имущества, автокаско, добровольное медицинское страхование (ДМС) и страхование от несчастного случая или болезни. Причины очевидны: резкое сокращение объема кредитования, в первую очередь, на приобретение автомобилей и ипотеку, и уменьшение собственных доходов граждан. А в случае с ДМС, львиную долю в котором составляют корпоративные программы, – урезание штатов и стремление компаний оптимизировать расходы.
По тем же причинам сократятся денежные поступления в страховые компании через посредников, таких как автосалоны, банки, страховые брокеры. В новых условиях страховщикам придется рассчитывать, в основном, на собственные силы. Наиболее эффективным каналом продаж останутся агентские сети. Также достаточно стабильными будут прямые продажи, которые начали активно развиваться в последнее время.
По мнению независимого стратегического консультанта страхового рынка России и СНГ Константина Бергманна, чтобы справиться с экономическими трудностями, страховые компании должны сокращать персонал и оптимизировать бизнес всеми другими доступными способами. Но главное – необходимо провести селекцию своего портфеля путем выделения неприбыльных составляющих и избавления от них.
И все же пережить кризис удастся далеко не всем. По прогнозам "Эксперт РА", в текущем году страховой рынок ждет целая серия банкротств, и к 2010 г. на нем останется всего 400 - 450 страховых групп и компаний (на 12 декабря 2008 г., по данным ФССН, в Едином государственном реестре субъектов страхового дела было зарегистрировано 786 страховых организаций). Причем виной тому не только мировой финансовый кризис, но и внутренние проблемы. Специалисты агентства выделили три основных риска российских страховщиков: недостаточность сформированных страховых резервов, резкий рост убыточности ОСАГО и обесценение активов, принятых в покрытие страховых резервов (фондовые инструменты, депозиты и денежные средства в "проблемных" банках, рост просрочки дебиторской задолженности). И только третий является прямым следствием финансового кризиса. Остальные два экономический коллапс лишь усугубил, но предпосылки для их проявления формировались в течение последних нескольких лет.
Так, возрастающая убыточность ОСАГО обусловлена несовершенством соответствующего законодательства (некорректность поправочных коэффициентов, неизменность тарифных ставок на протяжении пяти лет, вступление в силу поправок об упрощенной процедуре оформления ДТП и прямом возмещении убытков с 1 марта 2009 года). Не удивительно, что страховые компании сейчас массово отказываются от данного продукта.
Впрочем, и сами они не чужды стремления рисковать без всякого на то принуждения. Именно собственными действиями игроков вызван риск недостаточности сформированных страховых резервов. По подсчетам "Эксперт РА", он характерен более чем для половины российских страховщиков. Многие из них вообще создавались исключительно с целью последующей перепродажи и на этом строили свой бизнес, охотно практикуя демпинг, дабы быстрее нарастить страховой портфель. Получались своего рода пирамиды, в которых страховые выплаты осуществлялись за счет взносов новых клиентов. В условиях кризиса, когда сборы снижаются, а число страховых случаев растет, текущих поступлений у таких компаний окажется явно недостаточно для покрытия существующего портфеля. Кроме того, комиссионные, выплачиваемые страховщиками агентам и посредникам, также были чрезвычайно высоки.
"В последние годы рынок жировал. Сейчас такого рода перекосы на нем закончились", – резюмирует Константин Бергманн. Впрочем, консолидация в любом случае была неизбежна. По данным MARCS, объем премий (без учета ОМС), собираемых страховыми компаниями из списка Топ-20, составляет 65% от общего объема. При этом 31% приходится на долю четырех лидеров – "Росгосстрах" (11%), "Ингосстрах" (8%), "СОГАЗ" (7%) и "РЕСО-Гарантия" (5%). И процесс укрупнения рынка будет продолжаться. Впрочем, как полагает Бергманн, сделок с участием иностранных инвесторов в этом году на российском страховом рынке ожидать не стоит. Просто потому, что на данный момент не существует способов расчета справедливой стоимости компаний.