Европа откопала денежный мешок

Читать в полной версии →
Деятельность фонда, созданного для спасения евро, лишь углубит долговую яму, в которой находятся аутсайдеры еврозоны: он будет снабжать их относительно дешевыми кредитами, но не факт, что это поможет им выкарабкаться


ФОТО: AP



Евросоюз готовится нанести новый сокрушительный удар по кризису. Для этого он привел в действие особый механизм – крупный фонд, во многом независимый от стран-учредителей. Впрочем, реальный эффект может быть не столь уж велик: он едва ли поможет европейской экономике преодолеть рецессию, в условиях которой борьба с долговым кризисом почти безнадежна.

На недавнем заседании Совета министров финансов 17 стран еврозоны в Люксембурге было принято окончательное решение о введении в действие нового стабфонда – Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ), который "унаследует" активы и руководство у ныне действующего временного Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС).

Точнее, активами ЕФФС были гарантии стран-членов еврозоны и МВФ, под которые этот фонд привлекал деньги с рынка под небольшой процент, чтобы затем предоставить их нуждающимся странам. Главное отличие ЕСМ от ЕФФС состоит в том (кроме эпитета "постоянный"), что учредившие его страны "скинулись" не только гарантиями, но и живыми деньгами. Таким образом, новый фонд будет располагать своим, пусть и небольшим, капиталом – €80 миллиардов. Это должно сделать его собственный кредитный рейтинг менее зависимым от рейтингов стран-учредителей. Кроме того, ЕСМ наделен правом (при помощи Европейского центрального банка) скупать долговые обязательства проблемных стран еврозоны, а также самостоятельно предоставлять помощь банкам стран-членов, минуя национальные правительства.

В целом же, оба фонда имеют одно предназначение – оказывать финансовую поддержку государствам еврозоны, испытывающим трудности с обслуживанием своего долга. В случае, если им становится не по карману размещать свои облигации на рынке, они могут рассчитывать на получение льготного кредита от ЕСМ. Конечно, в этом случае они окажутся под наблюдением финансовых властей ЕС и будут вынуждены согласовывать с ними свою антикризисную программу.

Премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер – он же и председатель Еврогруппы – назвал создание ЕСМ "исторической вехой". По его словам, "теперь у еврозоны есть постоянный, эффективный механизм защиты, который является неотъемлемой частью нашей общей стратегии обеспечения финансовой стабильности валютного союза". Впрочем, при ближайшем рассмотрении эта "веха" оказывается довольно скромной и даже неоднозначной.

Как сообщил глава обоих фондов Клаус Реглинг, "кредитная мощность" ЕСМ составит €200 млрд, однако в течение ближайших полутора лет будет увеличена до €500 миллиардов. Звучит не очень убедительно, если учесть, что на помощь одной только Греции уже потрачено более €350 млрд, и не известно, сколько еще понадобится. На очереди Португалия: еврогруппа одобрила выделение ей очередного транша. Под этой же финансовой "капельницей" находится Ирландия. Кроме того, вскоре помощь может понадобиться Испании и Италии – куда более крупным странам. Мадриду, например, уже в конце октября предстоит выплатить по гособлигациям порядка €20 млрд, которых у него просто нет. Поэтому в ЕС поговаривают о насущной необходимости увеличить капитал ЕСМ хотя бы до €2 триллионов. Но крупнейший кредитор фонда – Германия – выступает категорически против таких идей. Впрочем, Берлин, скорее всего, уступит натиску.

Как бы то ни было, известие о запуске спасательного механизма ЕС не воодушевило ни рынки, ни общественность. Как раз в этот день курс евро относительно доллара упал до отметки $1,3, а европейские фондовые индексы снизились. Причиной тому стал, конечно, не ЕСМ, а ухудшенный прогноз Всемирного банка по экономике Азиатско-тихоокеанского региона. Но беда в том, что новости из Люксембурга не смогли перевесить этот негатив.

Что, в общем, не удивительно. К сожалению, весь опыт спасения Греции от дефолта с помощью льготных европейских кредитов свидетельствует, скорее, об их неэффективности. Что происходит сейчас в Греции? Пояса затягиваются все туже, общественное недовольство растет, деловая активность затухает, рецессия углубляется. О повышении конкурентоспособности экономики в таких условиях и речи быть не может. Одним словом, происходящее мало похоже на спасение. Причем кредиторы по-прежнему недовольны усердием Афин в области экономии бюджетных средств: в Люксембурге министры так и не приняли решение о выделении Греции очередного транша. Тем временем греческое правительство уже предупредило, что, если оговоренная сумма (€31,5 млрд) не будет предоставлена до конца ноября, суверенный дефолт станет неизбежен.

Деятельность нового фонда, по сути, лишь углубит долговую яму, в которой находятся проблемные страны еврозоны: да, какое-то время он будет снабжать их относительно дешевыми кредитами, но не факт, что это поможет им выкарабкаться. Ведь сопутствующие кредитам требования жесткой экономии лишают такие страны возможности стимулировать экономический рост и модернизацию экономики. Поэтому, по крайней мере, для стран Южной Европы, это будет означать продление агонии их пребывания в еврозоне. При этом привлечение ЕСМ больших объемов средств будет обескровливать кредитный рынок, увеличивая стоимость кредитов для частных заемщиков, то есть для бизнеса.


Обсудить на Facebook

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей