Реформа ОСАГО сильно забуксовала

Читать в полной версии →
Система обязательного страхования автогражданской ответственности устарела настолько, что требует глубоких изменений. Каких - Минфин и Центробанк не могут договориться

Два важных закона, касающиеся ОСАГО, которые планировалось принять в рамках осенней сессии Госдумы, запаздывают из-за того, что заинтересованные ведомства - Минфин и Центробанк - не могут договориться по целому ряду проблем. Принятое в 2002 г. законодательство, регулирующее страхование гражданской ответственности автомобилистов, сегодня вошло в клинч с реальностью и требует глубокого пересмотра, однако Минфин и ЦБ имеют собственные взгляды на этот процесс.

Полисы ОСАГО нового образца. Фото: Донат Сорокин/ ТАСС 

Противоречия между двумя ведомствами касаются целого ряда вопросов. Среди них - вопросы о натуральной форме возмещения ущерба, когда страхователь получает не деньги, а отремонтированный автомобиль.

Минфин вынес на обсуждение свой пакет поправок к закону об ОСАГО, который содержит столь значительные изменения, что, по мнению "Ведомостей", он вызовет сопротивление рынка. Со своей стороны, Центробанк требует допустить на рынок ОСАГО перестраховочные компании, которые в 2012 г. убрало оттуда финансовое ведомство.

Вокруг ОСАГО на сегодняшний день сложилась кризисная ситуация. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, ОСАГО - это проблема. "Сдерживаемый по социальным соображениям тариф в добавлении к страховому мошенничеству не позволяет страховщикам с точки зрения маржинальной прибыли действовать на нормальных здоровых основах", - цитирует его ТАСС.

Сегодня полис автогражданки невозможно купить в 30 регионах. Как отмечает директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук, в этих регионах у страховых компаний "отсутствует экономический интерес". "Уникальность ситуации в том, что компании страховые сейчас могли бы продавать ОСАГО в большем объеме..., если бы имели для этого экономическую целесообразность. Если она у них в 30 регионах отсутствует, они этого не делают", - приводит его слова ТАСС.

В деле реформирования ОСАГО остается два варианта: освобождение тарифа от регулирования или огосударствление рынка обязательной автогражданки, считает Юргенс.

Минфин считает, что цена полиса ОСАГО должна быть привязана не к автомобилю, как сейчас, а к водителю и зависеть от его возраста, стажа вождения и "профессиональной компетентности", под которой понимается, видимо, статистика аварийности. Сегодня по закону об ОСАГО цена полиса зависит от региона, возраста и стажа водителя, а также мощности двигателя машины и ее аварийности.

Измениться должна и система определения коэффициента бонус-малус. Она должна будет учитывать наличие и число страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине водителя. При этом будут учитываться все транспортные средства, находящиеся в его управлении, и по всем договорам ОСАГО.

Кроме того, считают в финансовом ведомстве, страховщик должен сам устанавливать коэффициенты, характеризующие автовладельца и лиц, которых он допустит к управлению автомобилем.

Центробанк как регулятор страхового рынка добивается допуска к ОСАГО перестраховочных компаний. В ЦБ сомневаются, что грядущие изменения - натуральное возмещение по ОСАГО, содействие страхового омбудсмена и обязательные продажи электронных полисов - способны решить проблемы. И если итоги первого полугодия 2017 г. не устроят регулятора, он рассмотрит варианты перестрахования этих рисков через Национальную перестраховочную компанию либо перестраховочный пул.

С таким требованием согласны и в Минфине. Как сообщила "Ведомостям" замруководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, в законопроекте финансового ведомства есть пункт, разрешающий передачу рисков перестрахования по ОСАГО.

Однако такая перспектива насторожила страховые компании, которые считают, что здесь сложившаяся нерыночная система ОСАГО сталкивается с рынком перестрахования, и крайними в этом конфликте окажутся страховые компании. По мнению директора по страховым рейтингам "Эксперт РА" Алексея Янина, при текущей убыточности ОСАГО перестрахование фактически превращается в систему финансирования выплат по автогражданке. Переход на перестрахование в НПК означает, что система ОСАГО в ее нынешнем виде потерпела фиаско, резюмирует он.

Реформе ОСАГО мешает также тот факт, что ни правоохранители, ни страховщики не могут точно определить размеры страхового мошенничества. По оценкам заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергея Ефремова, до 30% выплат по ОСАГО достается мошенникам. Заместитель руководителя департамента страхового рынка Банка России Светлана Никитина считает, что доля нестраховых выплат в обязательном страховании автогражданской ответственности может достигать 40%. "Нормальных достоверных и исчерпывающих данных на эту тему нет", - сказала она, отметив, что до сих пор к бюро страховых историй не подключились 18 действующих страховщиков, а это не позволяет создать эффективную систему противодействия мошенникам, пишет "Интерфакс"

Игорь ПОНОМАРЕВ |
Выбор читателей