На российском страховом рынке много компаний без реального капитала, считает член совета директоров "Альфа-Банка" Петр Авен. Чуть ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина не исключила, что до конца года число страховых компаний уменьшится. И процесс отзыва лицензий, по-видимому, начался.
Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС
Несколько дней назад Банк России отозвал лицензии у страховой компании "НАСКО Жизнь". В августе были отозваны лицензии на страхование по ОСАГО у СК "Д2 Страхование" и СК "Транснефть". Были приостановлены лицензии у АО "Международная страховая компания профсоюзов "МЕСКО", а также лицензии на осуществление страхования и перестрахования страховой компании "Независимость".
Тем не менее, считает Авен, "страховой рынок отстает по развитию и по уровню регулирования от банковского. То, что на страховом рынке тоже нужна будет серьезная зачистка, и там тоже есть много компаний, которые реально не имеют достаточно много капитала, не вызывает никаких сомнений", - приводит его слова ТАСС.
Число проблемных страховщиков на рынке снижается. Если 10 лет назад на рынке действовало почти 950 страховых компаний, спустя 5 лет их осталось 600, а по итогам первого полугодия 2016 г. - всего 300. И тем не менее, сообщил директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук, порядка 20% страховых компаний находятся в "красной зоне".
Низкие риски имеют 44% страховых компаний на российском рынке, 36% - умеренные. Поэтому на рынке "тенденция к оздоровлению имеет место быть", приводит слова Жука DP.RU.
С оценками ЦБ соглашаются и в отрасли. По оценке Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2016 г. рынок могут покинуть около 60-70 страховых компаний. Столько же было и в прошлом году.
Одной из причин сложного положения на страховом рыке является тот факт, что у российской власти отсутствует единый взгляд на то, как он должен развиваться, считает генеральный директор ГСК "Югория" Алексей Охлопков. Сейчас правительство и Госдума относятся к страховому рынку "с недоверием и непониманием, если не сказать больше", заявил он, выступая недавно на семинаре в столичном отеле "Красные Холмы". Из-за этого "кардинальных сдвигов системно не происходит. У нас по-прежнему ежедневный праздник на улице мошенников и автоюристов, а страховщики зализывают раны и придумывают всевозможные пути минимизации убытков", подчеркнул он.
Глубину кризиса на рынке страхования хорошо демонстрирует сфера ОСАГО. Полис "автогражданки" невозможно купить примерно в 30 российских регионах. Причина, по заключению экспертов, заключается в высокой убыточности этого вида страхования.
С тем, что ситуация критичная, согласен исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. Однако причиной является не частота ДТП, а действия автоюристов, утверждает он.
Автоюристы - это возникший недавно вид бизнеса, который использует несовершенство страхового рынка. Суть его в том, что юристы на месте ДТП скупают у его участников требования за небольшие деньги, а потом в судебном порядке взыскивают со страховой компании гораздо большую сумму. Этим, по мнению Уфимцева, и объясняется высокая убыточность ОСАГО. Из-за этого страховщики стали уходить из регионов, где автоюристы наиболее активны.
В этих регионах "большая частота судов, большая средняя выплата, которая в некоторых регионах уже перевалила за 100 тысяч", - говорит он, отмечая, что в некоторых случаях размер выплат сравнялся с выплатами по КАСКО.
Но есть и другая причина, на которую указывает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Это - уровень страховых тарифов, который не отвечает рыночной ситуации. "Сдерживаемый по социальным соображениям тариф в добавлении к страховому мошенничеству не позволяет страховщикам с точки зрения маржинальной прибыли действовать на нормальных здоровых основах", - цитирует его ТАСС.
РСС пытается найти выход из ситуации, продвигая систему "единого агента", когда страховщики, имеющие филиалы в проблемных регионах, продают полисы ОСАГО в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков - членов РСА. Сейчас в систему "единого агента" уже интегрировано 15 регионов, однако, полагают в отрасли, это не более чем полумера. Найти решение проблеме ОСАГО можно будет, когда российское правительство и Центробанк достигнут согласия по поводу реформы "автогражданки".