Американцы рассекретили гиперзвуковой беспилотник

SR-72 возьмет лучшее у самых продвинутых самолетов

США дозированно раскрывают подробности своего нового детища - гиперзвукового беспилотника SR-72. Машина придет на смену легендарному "Черному Дрозду" SR-71, единственному самолету-разведчику, которого ни разу не достали средства ПВО советского производства. Кроме того, БПЛА будет использоваться для нанесения ракетных ударов. Высокая скорость (свыше 6000 км/час) должна позволить беспрепятственно уходить от комплексов ПРО и истребителей противника.

Корпорация "Боинг" на форуме Американского института аэронавтики и астронавтики Sci Tech представила макет демонстратора SR-72. Оказалось, что по своей конструкции БПЛА "позаимствовал" технологии сразу нескольких самолетов, которые в разное время состояли на вооружении ВВС США и испытывались NASA.

Прежде всего, речь идет об экспериментальном беспилотнике X-43. Аппарат три раза доставляли на высоту свыше 30 км с помощью разгонного блока "Пегас". В атмосфере БПЛА разгонялся до скорости свыше 11 000 км/час, но затем падал вниз - аппарат был задуман как одноразовый. Однако полученные данные о передвижении на таких скоростях очень пригодились в конструировании SR-72.

По данным экспертов, в проекте использованы наработки и другой известной программы - гиперзвуковой крылатой ракеты X-51 Waverider. Обтекаемая форма фюзеляжа SR-72 сильно напоминает "горбатую спину" X-51, которая уже неоднократно испытывалась ВВС США.


Другой готовый высокотехнологичный проект, который использовали создатели гиперзвукового БПЛА - существующий в единственном экземпляре самый быстрый бомбардировщик в мире XB-70 "Валькирия".

В 60-е годы прошлого века самолет разгонялся до скорости свыше 3000 км/час. Но в 1966 году во время показательного полета столкнулся с истребителем-бомбардировщиком F-104, после чего впал в штопор и упал на землю. Через три года проект закрыли, хотя СССР уже подготовил симметричный ответ - Т-4.

Но "Валькирия" летала не зря: планер SR-72 во многом напоминает ее характерный треугольник. Кроме того, на примере XB-70 конструкторы могли понять как работают сопла и двигатели на огромной мощности. У "Валькирии" шесть турбин, установленных в ряд. Также предполагается поставить двигатели и у SR-72.

 

 

Как отметил ведущий специалист по разработке гиперзвукового БПЛА в компании "Боинг" Кевин Баукат, очень сложно построить самолет, который разгоняется почти с небольшой скорости до гиперзвуковой. Изначально приходится делать делать широкие сопла для запредельных мощностей, но на малых скоростях такие двигатели работают непредсказуемо. Одно дело запускать беспилотник с уже летящего самолета или вообще разгонного блока, и совершенно другое - поднимать его с земли.

Тем не менее, как уверяют в Lockheed Martin и Boeing, уже скоро широкой общественности представят мини-версию SR-72 размерами с F-16. И если беспилотник пройдет испытания успешно, конструкторы возьмутся за полноразмерную версию БПЛА, который по длине будет таким же, как и SR-71 (32,6 м).

Выбор читателей