США начали испытания гиперзвукового самолета

Пентагон через два года ждет прототип SR-72, который будет летать в три раза быстрее любого истребителя

Американская компания Lockheed Martin максимально близка к созданию гиперзвукового SR-72. Самолет придет на замену легендарному разведчику SR-71 "Черный дрозд", который не смогла достать ни одна советская ракета во Вьетнаме. Базирующийся в Калифорнии секретный отдел Skunk Works в два раза ускорил работу над проектом. Как заявил вице-президент по аэронавтике Орландо Карвальо на Международном аэротехническом конгрессе в Техасе, первый полноценный полет прототипа SR-72 ожидается через два года.

"Америка - на пороге гиперзвуковой революции", - цитирует Карвальо специализированное издание Aviation Week. По его словам, сейчас Skunk Works испытывает так называемый демонстратор SR-72. В конце июля жители Калифорнии видели его в небе над базой ВВС США Plant 42 в сопровождении двух учебно-тренировочных Т-38. В Lockheed Martin этот полет комментировать отказались, сославшись на высокий гриф секретности. В компании лишь отметили, что перед созданием SR-72 будет испытана уменьшенная версия - полноценный самолет размерами с истребитель F-22. Уже известно, что на него потратят около миллиарда долларов, а первые летные испытания планируются примерно через два года. А вот первый серийный SR-72, который будет почти в два раза больше прототипа, увидит небо в конце 2020-х годов.

 

По словам Карвальо, гиперзвуковой самолет будет летать со скоростью 7 тыс. - 10 тыс. 600 км/ч - в два-три раза быстрее "Черного дрозда". Этого вполне хватит, чтобы стать абсолютно невидимым для радаров. Поэтому его можно использовать для нанесения ядерного ракетного или бомбового удара, что конечно, держат в уме в Пентагоне. И не только.

Аналогичные проекты разрабатывают Москва и Пекин. О российском гиперзвуковом самолете U-71, также известном как объект 4202, известно лишь то, что он испытывается в Оренбургской области на полигоне "Домбаровский". По данным российских и зарубежных СМИ, U-71 на скорости 11 тыс. км/ч сможет за десять минут пересечь территорию Соединенных Штатов и вывести из строя все системы радиоэлектронной борьбы. А если нужно, нанести ядерный удар. При этом официального подтверждения этой информации нет. В Минобороны о U-71 ничего не рассказывают. Зато периодически упоминают гиперзвуковые ракеты "Циркон", к созданию которых Россия, судя по всему, находится значительно ближе.

Включился в гиперзвуковую гонку и Китай. По данным американской разведки, Пекин испытывает гиперзвуковой глайдер DF-ZF, главной задачей которого станет доставка боеприпаса в квадрат запуска. Например, это может быть ракета средней дальности DF-21 или межконтинентальная DF-31. По данным американских специализированных изданий, DF-ZF уже достиг скорости между 6 тыс.173 и 12 тыс. 359 км/час. 

Нельзя забывать и про американский гиперзвуковой беспилотник "Боинг X-43", построенный по программе NASA. Пока этот одноразовый аппарат разгоняет до огромных скоростей блок ракеты "Пегас". Однако полученные наработки американцы обязательно используют в создании того же SR-72, так как на подобных испытаниях становится понятно, как ведет себя аппарат на гиперзвуке.

В силу секретности проектов пока очень трудно говорить, кто занимает первое место в этой гонке. Больше всего известно об американских аппаратах, однако США дозируют информацию - сложно сделать вывод, на какой стадии находится SR-72. Судя по всему, более-менее картина прояснится к 2020 г., когда начнутся первые тесты прототипа гиперзвукового самолета. В России же, судя по всему, основная ставка делается на гиперзвуковые ракеты, которыми в ближайшем будущем планируется вооружить боевые корабли и самолеты. Создание машины вроде SR-72 потребует колоссальных затрат, тем более что в СССР и России нет опыта создания подобных самолетов. И в этом смысле "Циркон" видится первостепенной задачей. Тем более что по эффективности она может и не уступить гиперзвуковому самолету.

Выбор читателей