Кремль: YESторический концерт

Единственный концерт "Yes" в Москве длился почти три часа. Вопреки рекламным обещаниям, он по большей части состоял из шедевров, написанных еще в начале 70-х

В день концерта к 19:00 амфитеатр и балкон ГКД были заполнены наполовину, а дорогой партер просто удручал своей пустотой. Ну и ну, подумалось мне, легенда симфо-арт-рока будет выступать перед полупустым залом, неужели в нашей стране уже не осталось любителей настоящей музыки? После аншлагов на выступлениях Scorpions и Клэптона (в том же зале) в подобное как-то не верилось... К счастью, концерт – то ли по интересной "московской традиции", то ли просто по извечному российскому разгильдяйству – начался с 45-минутным опозданием; партер к этому времени волшебным образом оказался заполненным почти целиком.

Музыка Yes специфичнее и сложнее, чем, к примеру, у Scorpions, поэтому и оркестр (European Festival Symphonic Orchestra), участвующий в концертах, группа пригласила в тур вместе с собой (дабы не играть в каждом городе заново, "с листа"). Пение скрипок, возникшее словно где-то вдали, усиливаясь, обрастало все новыми звуками, на фоне которых басист Chris Squire, гитарист Steve Howe и барабанщик Alan White начали выстраивать сложное музыкальное сплетение; вокалист Jon Anderson где-то в глубине сцены также постукивал по различным хитро звучащим предметам, временами вплетая свой голос в общую полифонию. Через пару минут всем стало ясно, что Yes вознамерились начать концерт с одной из лучших своих рок-сюит "Close to the Edge" – объемного полифонического полотна "весом" почти в 20 минут. Чтобы слушателям было легче ее вспомнить, задник сцены залил зеленый свет (обложка одноименного альбома – одна из оригинальных минималистских находок "штатного" художника группы Роджера Дина). Надо сказать, что пятый участник – сессионный клавишник – видимо, лишь по молодости лет не включен в основной состав: его соло если и уступают Уэйкмановским по беглости, это с лихвой компенсируется эмоциональностью игры. Пятеро "Йесов", плюс оркестр, плюс свет – эмоциональное воздействие было столь велико, что по окончании сюиты зал несколько секунд сидел в оцепенении, затем взорвался овациями и криками "Браво!" – ну прямо как на настоящем симфоническом концерте. К слову сказать, невнятных воплей и свиста, сопровождающих почти все "нормальные" рок-концерты, из публики на этот раз почти не доносилось. То ли зал ГКД дисциплинирует, то ли Yes и вправду – "наполовину симфоническая музыка"...

Нынешний Yes – это Скуайр, суровый седой эльф (двухметровый!) с белой бас-гитарой наперевес; невысокий, очень общительный Андерсон (вот интересно: на концерте его пение очень даже вписывается в звучание группы и никоим образом не раздражает); серьезный, сосредоточенный гитарист Хау (Андерсон произнес его фамилию именно так) и энергичный Уайт – четверка ветеранов в сопровождении клавишных и оркестра. Впрочем, все четверо – профессионалы-мультиинструменталисты: почти во всех композициях Крис Скуайр вел второй вокал, один раз присовокупив сюда губную гармошку, барабанщик как-то подошел к роялю и тоже показал класс, Андерсон – тот на протяжении концерта и перкуссию, и добавочные клавиши, и гитару использовал. Стив Хау, правда, любимому инструменту не изменял – зато уж и гитар у него было штук шесть, не меньше.

Минут через 50 после начала концерта музыканты оркестра дружно поднялись со своих мест и... преспокойненько ушли за кулисы (что, так скоро?), туда же отправились и Yes. Впрочем, не все: на сцене остался Хау, словно бы в качестве компенсации за вчерашнюю неявку на встречу с журналистами (была информация, что в Москву он прилетел буквально за несколько часов до концерта). Стив – гитарист универсальный, и акустические номера составляют добрую долю его репертуара. После пьески в испанском духе (если не ошибаюсь, это была "Mood of a Day") и веселенького, заводного электрического кантри-буги (Хау – на все руки мастер!), основной состав вернулся на исходные позиции, и Андерсон (который по совместительству подрабатывал конферансье) объявил: "Нас столько раз просили сыграть "Starship Trooper", но мы так давно этого не делали, что уже все позабыли. Впрочем, сегодня мы, пожалуй, рискнем...". Естественно, никакой это был не экспромт, к финалу оркестр адекватно вписался в процесс, от чего старенькая композиция зазвучала как-то особо торжественно. Заметим, что три четверти концертной программы составили вещи из "раннего периода" 1969-73 гг. Кроме упомянутых, прозвучали "And You and I" ("Close..."), "Long Distance Runaround" ("Fragile") и (если ничего не перепутал) "Roundabout" (оттуда же). Публика реагировала соответственно. Пожалуй, разве что заплыв по "Топографическому океану", предпринятый ближе к финалу (Андерсон: "еще всего две песни..."!) и вылившийся в длинную (нудноватую) импровизацию, начал утомлять зрителей. И то сказать: средняя длина композиций группы – минут десять-двенадцать, концерт длился уже более 2,5 часов.

Но и все хорошее однажды заканчивается... Поклонникам "попсового" направления творчества Yes "в утешение" была-таки исполнена "Owner of the Lonely Heart" – одна из двух вещей на "бис".

Что касается лично моих впечатлений, концерт вызвал эмоций гораздо больше, нежели ожидалось. Попутно хочу извиниться за то, что неделю назад невольно ввел вас в заблуждение (в котором, впрочем, пребывал и сам). Официальный пресс-релиз гласил: шоу в Москве пройдет в рамках всемирного тура "Yessymphonic", в поддержку последнего альбома "Magnification"... А на деле с новой пластинки была сыграна всего пара вещей: основу концертной программы-2001 составили арт-роковые шедевры начала 70-х. Но от такой "YESторической" ретроспективы никто не остался в проигрыше.

Выбор читателей