Диплом о замужестве

Дипломированная благородная девица получает образование состоятельной домохозяйки – немножко экономиста, немножко юриста, немножко массажиста... Ну а если с супругом что-то не заладится, остаются основы самообороны

В России (еще точнее – в Петрозаводске) появился Институт благородных девиц. Учредило его Карельское региональное отделение общества "Знание" на базе петрозаводского колледжа №40. Лицензия Министерства образования России получена институтом в конце марта нынешнего года и, таким образом, его выпускницам будут выдаваться дипломы общегосударственного образца о среднем специальном образовании.

Отраден, признаться, тот факт, что слово "институт" в наименовании учебного заведения наконец-то перестало быть основанием для выдачи диплома о высшем образовании. Но это так, к слову. А вот то, на чем будут специализироваться юные девы, воистину достойно пристального внимания.

Как сообщила руководитель организации Валентина Цаль, в течение трех с половиной лет барышни будут получать образование по специальностям "офис-менеджер", "менеджер по туризму" и... "домоведение" – с присвоением квалификации (!) "менеджер домашнего хозяйства".

Немая сцена. "Менеджер домашнего хозяйства" – это что? Помесь экономки с горничной? Взгляд тупо упирается в название учебного заведения (Институт благородных девиц), после чего горничная с экономкой автоматически отпадают. Приходится признать, что девушек готовят не в прислуги, а в члены семьи.

Переварив этот забавный факт и изрядно повеселившись ("Во, жена с дипломом будет!"), перейдем к изучению расписания занятий. Общеобразовательные предметы предусмотрены стандартом Минобразования, так что на них останавливаться не будем.

Итак:
– два иностранных языка (английский и немецкий или финский, обусловленный карельской спецификой);
– основы православия;
– право;
– экономика;
– бухгалтерский учет;
– этикет;
– танец;
– массаж;
– оказание первой медицинской помощи;
– вождение;
– основы самообороны.

Неплохой набор для хозяйки сам по себе, если не принимать во внимание отсутствие психологии, которую, видимо, заменяют основы православия.

Зарабатывать на жизнь, судя по всему, "менеджеры домашнего хозяйства" не приспособлены. Можно возразить: но ведь девушкам будет преподано множество дисциплин, позволяющих получить высокооплачиваемую работу, как то: иностранные языки, право, бухучет... Но почему бы тогда не изменить название курса обучения и не назвать его, допустим, "основы универсального менеджмента"? Это во-первых. Во-вторых: в нашей стране устроиться на работу проще не универсалом, а специалистом в той или иной области, а между тем существует понятие деквалификации. Таким образом, благородная девица, получившая за три года обучения знания основ права, экономики, сестринского дела и лингвистики, устроившись на работу по одной из выбранных специальностей, через некоторое время потеряет квалификацию по любой другой – и одно это соображение является достаточно серьезным для того, чтобы отказаться от мысли обучать универсальных специалистов для дальнейшей узкоспециализированной работы.

Стало быть, Институт благородных девиц не предполагает дальнейшего трудоустройства выпускниц по специальности "домоводство". Иными словами, девушка, подготовленная к ведению домашнего хозяйства, отправится в семью. То есть замуж. Кто-то же должен обеспечивать столь дорогостоящего специалиста по домашнему управлению.

Судя по тому, что девушек учат танцевать и корректно общаться, можно сделать два равновероятных вывода. Первый: ее предполагаемый муж представляет собой не то чтобы высокопоставленную, но во всяком случае заметную или стремящуюся к тому фигуру. Второй вывод: ее готовят на роль матери хорошо воспитанных детей. Естественным образом напрашивается та или иная компиляция этих двух вариантов.

Овладевшая навыками массажиста и основами сестринского дела выпускница должна будет уметь обеспечить отдых своего супруга после утомительного рабочего дня, а также заменить в случае чего медицинскую сестру; что касается экономики, права и бухучета, то было бы нелепо всерьез утверждать их настоятельную необходимость в кругу семьи. Они будут использованы для оказания посильной помощи мужу в его служебных заботах, что является косвенным подтверждением его руководящего положения в фирме.

Наконец, основы православия понадобятся молодой женщине для обретения необходимого смирения со своей нелегкой долей. Ибо получается, что на ее хрупкие плечи ляжет: ведение домашнего хозяйства хотя бы в части распределения бюджета и управления прислугой (считается, что если муж работает, то жена автоматически содержит дом), воспитание детей, помощь мужу в его служебных финансовых и юридических делах (в противном случае можно было бы ограничиться основами бухучета без привлечения права и экономики). Неслабый набор для юной леди, неслабый...

Ее благоверный рисуется руководителем малого предприятия, развитию которых (предприятий) правительство уделяет сейчас пристальное внимание. Для него такая жена настоящий подарок: аккуратный партнер, которому можно доверять самые деликатные подробности дела, который к тому же родит и воспитает ему наследников и не ударит в грязь лицом перед гостями.

Сама по себе идея семейного малого бизнеса не плоха и не хороша, это просто один из вариантов организации дела. Непонятно только, для чего понадобилось специализировать женщину именно на семейный бизнес. (Кстати, а почему бы в таком случае с таким же успехом не специализировать на то же самое мужчину? Только с названием образовательного заведения беда: "Институт благородных юнцов" – ха-ха.) Сами посудите: семья – понятие относительное. Сегодня она есть, а завтра партнеры, осознав несходство своих характеров или принципиальных убеждений, расходятся. С чем остается женщина? С долей в предприятии своего бывшего мужа, которая в изменившейся обстановке принесет ей гораздо больше хлопот, чем помощи?

Фактически, женщина, специализированная на помощь мужу в бизнесе, автоматически ставится в подчиненное от него положение. "Менеджер по домашнему хозяйству", таким образом, превращается в материально зависимую рабыню своего супруга. Одно дело если девушка сама выбирает себе такую судьбу – быть игрушкой в руках "нового русского" или "папика". Это ее право и ее выбор, даже если он – последний добровольный выбор в ее жизни. Но одобрение подобной позиции обществом "Знание", мягко выражаясь, непонятно.

Вместо специальности, обеспечивающей ей свободу выбора отношений с мужчинами, дипломированная благородная девица получает образование состоятельной домохозяйки – немножко экономиста, немножко юриста, немножко массажиста... Ну а на случай, если с супругом что-то не заладится, остаются основы самообороны.

Выбор читателей