"Надо, Федя, надо!"

Если у вас есть возможность приобрести для своего ребенка компьютер, сделайте это обязательно. Все затраты окупятся сторицей

Когда с завидной регулярностью приходится отвечать на однотипные вопросы нескольких человек, возникает желание составить FAQ. Наверное, пора сделать FAQ о компьютерах и школьниках, ибо знакомые регулярно обращаются ко мне с вопросами, связанными со всеобщей компьютеризацией.

– Нужно ли знание компьютера?
– Обязательно. Термин "компьютерная грамотность" хоть и является избитым, но максимально соответствует реальности. Без знания компьютера выпускнику школы будет очень и очень сложно – во всяком случае, преуспеть в серьезных делах он вряд ли сможет. Слишком сильны будут для него ограничения в общении, в доступе к информации, в возможностях ее обработки.

– А не преувеличиваете ли вы? Сотни людей стали знаменитыми в мире, где компьютеров не было...
– Все правильно: они стали знаменитыми в другом мире – в мире, где компьютеров не было. Сейчас компьютеры есть. А это приводит к пресловутому "цифровому разрыву": владеющие компьютером обладают настолько сильным преимуществом перед не умеющими с ним общаться, что последние практически лишаются шансов на победу в борьбе за место под солнцем.

– Но ведь в школе есть какие-то занятия по компьютерам...
– На такие занятия в пределах школьной программы, мягко говоря, без слез не взглянешь. Конечно, это лучше, чем ничего, но к ним как нельзя лучше применима формулировка: "Школа готовит детей к жизни в мире, которого нет". Сколько ни смотрел программы компьютерных курсов для школьников, так и не увидел в них ничего, что могло бы быть полезно при реальной работе с компьютером. Более-менее полезная информация содержится разве что в разделах, посвященных работе с "окнами" и графическим интерфейсом...

– Может, школьнику больше и не надо? А знакомиться с компьютерами он будет потом...
– Когда это "потом"? Чем взрослее человек становится, тем большие нагрузки он испытывает, большее количество задач решает. Жизнь студента намного насыщеннее и сложнее, чем жизнь школьника. Так что начинать изучать компьютеры надо именно в школе.

– А вот Ломоносов начал учиться грамоте в двадцать лет...
– Ломоносов совершил подвиг. Бессмысленно требовать от вашего ребенка такого же подвига. Особенно если учесть, что после Михайло Васильевича практически никому не удавалось повторить подобный путь.

– Когда ребенок может начать заниматься компьютером?
– Работать с компьютером, то есть использовать возможности системы для решения своих задач, ребенок может сразу же, как только начнет уверенно читать и писать. На мой взгляд, это происходит в классе пятом-шестом. Играть в компьютерные игры можно начинать лет с трех – во всяком случае, некоторые из них рассчитаны именно на этот возраст.

– Говорят, что работа за компьютером опасна для человека. Так ли это?
– Никакой специфической опасности для человека компьютер не несет. Однако необходимо знать о ситуациях, которые могут представлять опасность для работающего за компьютером. Прежде всего, компьютер следует регулярно чистить. На всех предметах, которые контактируют с нашей кожей, мы оставляем капельки пота, частички кожи, выделения сальных желез и т. д. Все это является прекрасной пищей для бактерий, которые успешно размножаются как на дверных ручках и поручнях в общественном транспорте, так и на клавиатурах компьютеров или, предположим, телефонов. Только последние чистят гораздо реже, чем, например, унитазы; в результате по удельному количеству болезнетворных бактерий на единицу площади компьютеры существенно – до 400 раз! – превосходят унитазы. Это не шутка, а объективные данные исследований.
Сидеть за компьютером не вредно, а вот засиживаться – опасно. Длительное пребывание в сидячем положении может спровоцировать не только геморрой, но и изменения в других системах организма. У подростков кроме "синдрома эконом-класса" могут возникнуть искривление позвоночника и другие проблемы с костно-мышечной системой, кишечником и прочими частями организма. Поэтому всем – и взрослым, и детям – надо тратить несколько минут на разминку после каждого часа, проведенного за компьютером, и не сидеть перед экраном более 8-9 часов в день.
Обязательно нужно приобрести удобное кресло и приличный монитор, чтобы нагрузки на тело и глаза были минимальны.

– А почему так мало говорят о вреде компьютера для детской психики?
– Потому что его нет. Регулярно появляются материалы о том, что исследования выявили у детей, злоупотребляющих компьютерами, отклонения в психическом развитии, проблемы в общении со сверстниками и прочие неприятности. Однако тут ключевое слово не "компьютер", а "злоупотребление". Легко догадаться, что если бы такие же исследования проводились среди детей, "злоупотребляющих" физикой, футболом или, например, велоспортом, то данные были бы примерно такими же. Нарушение баланса в развитии не приведет к чему-либо хорошему. Хотя заметим, что фанаты компьютерных игр не устраивают беспорядки на улицах и в места проведения чемпионатов по компьютерным видам спорта не стягивают ОМОН и конную милицию...

– Следует ли подключать домашний компьютер школьника к Интернету?
– Если школьник уже умеет работать с компьютером, то постарайтесь обеспечить ему доступ в Интернет. Для этого достаточно приобрести модем и ежемесячно выделять 20-30 долларов на оплату услуг провайдера. Ваше чадо быстро разберется с полезными ресурсами Рунета и еще вас многому полезному научит.

– Так ли обязательно использование Интернета?
– Да, обязательно. Умение работать с веб-документами, машинами поиска и электронной почтой является важной составляющей общей компьютерной грамотности.
Кроме того, важно понимать, что виртуальный мир – не что-то обособленное, опциональное по отношению к реальному миру. Сегодня виртуальность – это продолжение реальности, и обратное тоже верно. Знание виртуального мира и умение вести себя в нем так же необходимы для повседневной жизни, как, например, знание основных правил дорожного движения или этикета. Не уметь ориентироваться в Сети сегодня столь же позорно, как пугаться трамвая или не знать, где находится Полярная звезда.

– Говорят, Интернет затягивает...
– Не больше, чем другие составляющие жизни школьника. Про то, что надо соблюдать баланс, не допуская перекоса в ту или иную сторону, мы уже говорили, поэтому повторяться не будем.
Да, компьютерные игры, виртуальное общение в Интернете – одни из самых распространенных способов эскапизма (бегства от реальности), но, как и в других подобных случаях, проблема не в способе, а в самом мире и взаимодействии с этим миром человека. Сам по себе Интернет не опасен.

– Интернет не опасен? А как же хакеры?
– Если ваше чадо не научено осторожности в общении с миром, то его – вне зависимости от возраста – даже дома одного оставлять опасно. Он и дверь откроет, не поинтересовавшись, кто пришел, и незнакомцу в сетевом общении расскажет про свой код и пароль для доступа к провайдеру. Это все явления одного порядка. Похищение пароля доступа – практически единственная неприятность, которая грозит обычному пользователю со стороны компьютерных жуликов.
Что же до настоящих хакеров, то зачем им атаковать ваш компьютер? У них есть мишени и поинтереснее. Но если вы все же пострадали от действий хакеров (например, ваш пароль все же оказался похищен), смело обращайтесь в правоохранительные органы. Специалисты милиции или ФСБ – а компьютерные преступления у нас расследуются обоими ведомствами – весьма успешно ловят доморощенных хакеров.

– Компьютер стоит немало...
– Дешевым устройство стоимостью в 15-20 тысяч рублей действительно не назовешь. Однако компьютер – не игрушка. Точнее, не только игрушка. Это мощный инструмент для эффективного взаимодействия с реальным миром и единственный инструмент для взаимодействия с виртуальной реальностью.

Полную версию материала можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet ".

Читайте также

Выбор читателей