В забеге за рейтингом победивших нет

Продюсеры наперебой кинулись создавать параллельную реальность, населяя ее извращенцами и аморальными типами (в основном выдуманными). Погоня за рейтингом привела к почти полному отказу от достоверности

В положительном аспекте минувший год откровениями не порадовал. Но хвалить всегда труднее, чем ругать. Поэтому, глядя печальным взором на эфирную сетку отечественных каналов, попытаемся все же найти зерна среди плевелов, а уж после слегка пройдемся по аутсайдерам профессионализма и вкуса.

Конечно, в данном вопросе два человека (даже не обязательно еврея) – это три мнения, но какие-то тенденции прослеживаются. Сразу отметем кинопоказы как предмет, заслуживающий особого внимания, забудем о сериалах и концертах, а перейдем к чисто телевизионному продукту.

В первую очередь стоит сказать о новостях. На этом поле создана довольно значительная конкуренция, в которой участвуют уже и дециметровые каналы. Правда, тут, как в футболе, играют разные команды, а побеждает, как правило, всё та же киселевская, что перекочевала на ТВС. Ну не смогло обновленное газпромовское НТВ составить своим бывшим коллегам достойную конкуренцию, даже введя почасовые выпуски. Все равно, если надо узнать неофициальное мнение, послушать что-либо отличное от позиции "государственников" (читай – Кремля), нужно включить шестой канал, особенно поздно вечером. Правда, еженедельные информационно-аналитические "крупняки" в данном вопросе меняются местами. "Намедни" Парфенова с хорошим отрывом обгоняет (не по рейтингу, тут все как раз наоборот, а по качеству) "Итоги" Киселева, не говоря об официозных "Временах" Познера, передвинутых из воскресного прайм-тайма чуть не в дневной эфир. На этом фоне совсем теряется, несмотря на большие корреспондентские силы, программы Евгения Ревенко "Вести недели" на пару с "Зеркалом" Сванидзе. Опять-таки, теряется не в доле зрительского внимания – кто ж поспорит с передатчиками государственных каналов, сигнал которых ловится и на Чукотке, – а в пучине скучных официальных сообщений и "правильных", вылизанных комментариев, которыми и так полон новостной эфир.

Итак, ТВС постепенно налаживает утраченные с разгромом НТВ корреспондентские связи и предлагает наиболее объективные новости, часто отступая от привычной "паркетной" схемы "Президент – Госдума – Чечня – Криминал – Вести с полей" или, по крайней мере, периодически меняя местами материалы; активный стиль парфеновской программы, заигрывающей в том числе и с интеллектуальной молодежью посредством Масяни, очевиден – стало быть, можно говорить о прогрессе в данном информационном формате. Заметно отстает в этой гонке ТВЦ, что стало, видимо, фирменным стилем этого канала. И то верно: "отсутствие новостей – самая хорошая новость".

Продвинутый зритель любит смотреть и слушать новые песни о старом. В этом ему помогают некоторые появившиеся в последнее время авторские передачи, среди которых отметим проект Марины Шаховой, бывшего пресс-секретаря НТВ и супруги Е.Киселева, под названием "Дачники". Рассказ о знаменитых обитателях дачных поселков подкупает как видеорядом, так и всегда интересными деталями и подробностями, рассказанными не только внешне приятной, но и умной ведущей. Конкуренцию этому проекту на Первом канале пытается, и довольно успешно, создать Валентина Пиманова в передаче "Кумиры". Она оставляет своих гостей – звезд прежних лет – один на один со зрителями, почему жанр программы становится похож на исповедь.

В пандан к этому жанру существует еще несколько – возможно спорных, но явно нетрадиционных проектов, таких как "Школа злословия" с подружками Дуней и Таней (Смирновой и Толстой, телеканал "Культура"). Эта передача уже имеет яростных поклонников и отчаянных противников. Кого-то раздражает первобытная (в телевизионном смысле) дикость и "неформатность" ведущих, их журналистская девственность. Часто гости кладут хозяев на обе лопатки, что, впрочем, создает положительный и комический эффект. Но, по крайней мере, этот парный конферанс смотрится куда органичней аналогичного мужского в передаче Бориса Бермана и Ильдара Жандарева "Без протокола" на ТВС. Вообще, идея вести передачу вдвоем может быть оправдана лишь экономическими соображениями (людей в кадре вдвое больше, а зарплата одна), если нет задачи сыграть в доброго и злого следователя. К сожалению, эта идея в головы продюсеров данных программ не пришла – ведущие и тут и там источают патоку, и идея "растерзать" гостя и тем самым расцветить программу никому в голову не приходит.

Вместе с тем огромный пласт культурно-развлекательных прожектов на ТВ вызывает если не уныние, то, по крайней мере, еще ждет своих колумбов.

Из всех передач о кино (не забудем, оно по-прежнему самое важное из искусств) синефилам предлагается лишь одна качественная, профессиональная и понятная программа – "Кинескоп" Петра Шепотинника в ночном эфире РТР, да и то не каждую неделю. Видимо, телевизионное начальство в какой-то момент пришло к выводу, что кино надо смотреть, а не рассказывать о нем. А жаль: одних рекламных трейлеров, показа с двухдневным опозданием церемонии вручения "Оскаров" да фестивальной хроники ММКФ явно недостаточно.

Очень прочно занял позицию в интеллектуальном эфире Гордон со своей довольно странной концепцией отказа от телевизионных эффектов и какой бы то ни было репортажности. Но этот проект – капля в море и не новый.

Неплохим вкусом отличается перекочевавший на Первый канал проект "Путешествия натуралиста" Павла Любимцева, равно как и программа Павла Лобкова "Растительная жизнь" на НТВ – тоже старые передачи, хоть и любимые. Так где же новые песни?

Отрадно, конечно, отметить, что Четвертый федеральный способен радовать зрителя не только трансляцией американских сериалов, но и богатой спортивной программой. В частности, весь минувший год зритель наслаждался матчами по боксу высшего мирового дивизиона, да так в этом преуспел, что Первый канал не выдержал и тоже иногда стал показывать почти свежие матчи с участием великих, особенно если побеждают наши бывшие соотечественники. Но ведь этого мало!

Теперь коротко обратимся к тем проектам, что бросают отчаянный вызов зрительскому чувству и уму. К ним относятся, в первую очередь, так называемы "реальные шоу", о которых мы уже писали на наших страницах, а также всевозможные ток-шоу а-ля Валерий Комиссаров. Прошедший год стал ударным по количеству невообразимой и невиданной доселе нравственной порнухи на родном телевидении. У продюсеров сорвало крышу, и они наперебой кинулись создавать параллельную реальность, населяя ее извращенцами, развратниками и аморальными типами (в основном выдуманными). Не только "Окна" и "Девичьи слезы" вкупе с разнообразными "Гаремами" и "Русским чудом" на дециметровых каналах пали жертвой борьбы за рейтинг среди недоумков, верящих, что перед ними настоящие страсти: уже и НТВ демонстрирует аналогичную пустышку "Третий лишний", заставляя верить в эрзац-отношения любовников (на самом деле подсадных непрофессиональных артистов), не говоря про "Большую стирку" на Первом, откуда персонажи, как тараканы, расползаются по рекламным роликам и массовке в прочих передачах на ТВ. Погоня за рейтингом привела к почти полному отказу от достоверности, за которой уже никто из редакторов не ломается уследить. Это, на наш взгляд, главный негативный итог года. Но не последний.

Еще одним ярким аспектом утраты родным телевидением нравственных ориентиров стало повсеместное педалирование криминальной темы. Если посчитать количество убитых и покалеченных в результате всевозможных "разборок" на экране (подчеркнем – помимо жанровых картин и сериалов), а также число передач на эту тему на всех без исключения каналах, – любому приехавшему в нашу страну туристу, глянувшему на ночь телевизор, отчаянно захочется восвояси. Такое впечатление, что либо берется реванш советского времени за "лакировку действительности", либо действует магия цифр прошедшего 2002 года, в шутку названного двадцатым юбилеем милиции, либо, что наиболее вероятно, спецслужбы заняты исключительно самопиаром, благо сам президент – бывший коллега. Раскопать посреди этой кровавой каши на экране нечто позитивное и актуальное настолько же сложно, как достать луну с неба. Безусловно, полный отказ от репортажей, где мелькают оторванные части тела и искореженные транспортные средства, невозможен, но всякая мера была превзойдена, особенно в связи событиями у Театрального центра на Дубровке. Очевидно, что при всей нашей любви к "ящику" давать ему возможность формировать столь страшную реальность становится опасно. В нашей повседневной жизни не так уж много радости, это факт, но все же попытаемся находить в ней повод не только для страха и раздражения.

Самое главное – перестать ориентироваться на общественное мнение и засунуть пресловутый рейтинг как можно глубже.

Выбор читателей