Чиновников оставят голенькими

Комиссия Козака желает максимально вывести государство из сферы коммерции, лишив тем самым отечественных чиновников сладких кормушек

Двенадцатый год в стране демократия и рынок, а социалистические уши по-прежнему торчат из разных щелей. Впрочем, что касается экономики, правильней говорить не о социализме, а, по терминологии Ильича, о государственном (еще точнее – бюрократическом) капитализме. Так, несмотря на подвиги Чубайса, собственности у государства все еще очень много. Слишком много.

В утвержденном недавно правительством списке объектов, которые должны быть приватизированы в нынешнем году, значится 193 ФГУП, 154 пакета акций ОАО, 47 пакетов акций кредитных организаций (наиболее лакомые куски – это 25% минус 2 акции "Связьинвеста", 26% минус 1 акция "Росгосстраха", 17,84% акций Магнитогорского металлургического комбината). Кроме того, в начале марта Минимущества представило в правительство разработанные совместно с небезызвестной комиссией Дмитрия Козака "Основные направления реализации государственной политики в области имущественно-земельных отношений". Суть этого документа в том, что имущество, находящееся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, должно точно соответствовать их функциям и полномочиям, а всё, что "не соответствует", необходимо соответствующим образом перепрофилировать либо в конечном счете продать.

Вопросом о том, что делать с обширным "социалистическим наследством", Владимир Путин озаботился в бытность свою премьер-министром. Еще в сентябре 1999 года была утверждена "Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации". В ее преамбуле прямо констатировалось, что реальный контроль за распоряжением и эксплуатацией федеральной собственности попросту отсутствует, не ведется даже элементарный учет недвижимого имущества, которое используется крайне неэффективно (здесь, правда, надо заметить, что иногда – очень даже эффективно, но для частных лиц); к тому же, полномочия государства как собственника рассредоточены между разными федеральными органами при слабой координации их деятельности, причем имущественные права государства не зарегистрированы в установленном законом порядке. Чтобы все это исправить, был разработан план первоочередных действий по реализации указанной Концепции, предусматривавший, в частности, принятие порядка 35 различных нормативно-правовых актов.

Для начала была проведена сплошная инвентаризация объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, с оценкой их рыночной стоимости и надлежащим оформлением имущественных прав. В результате стало возможным составить реестр государственной собственности, функции по учету и распоряжению которой теперь сосредоточены в Минимущества. В течение 2000-2001 гг. уставы ФГУПов были приведены в соответствие с разработанным министерством Примерным уставом унитарного предприятия, с руководителями этих предприятий перезаключены контракты; была также регламентирована деятельность госпредставителей в советах директоров акционерных обществ с государственным участием. К концу 2001 года упомянутый план действий был в основном выполнен.

После столь резвого старта понадобилось, видимо, немного отдышаться. Но вот сейчас начинается второй этап реформы. Так, будут распроданы многочисленные мелкие пакеты акций в акционерных обществах, сохраненные в свое время в госсобственности по принципу "запас карман не тянет". Это не коснется, видимо, только долей в уставном капитале стратегических предприятий, и только там, где действительно необходимо и реально возможно неформальное участие государства в управлении. Что же касается всевозможных ФГУПов, коих насчитывается почти 10 тысяч, их ждут очень большие перемены.

Еще в декабре 1999 г. правительство приняло постановление "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения", которое определило порядок их реорганизации, ликвидации или продажи, а также общие условия сохранения таких предприятий в качестве государственных. Данные условия суть производство продукции (товаров, услуг), необходимой для обеспечения национальной безопасности, или продукции, на гражданский оборот которой наложены ограничения. При этом предприятия, отвечающие указанным условиям, могли сохраняться как в своей прежней организационно-правовой форме (т.е. в форме унитарных, основанных на праве хозяйственного ведения), так и преобразовываться в федеральные казенные предприятия. Теперь, насколько можно понять, унитарные предприятия решено в перспективе ликвидировать как класс: они будут либо переводиться в разряд казенных, либо отчуждаться. Для начала же всё федеральное имущество (включая любого вида недвижимость, закрепленную за различными ведомствами) предполагается разделить на то, что в самом деле необходимо для реализации государственных функций, и т.н. коммерческое имущество.

Но главное, наверное, в том, что реформа госсобственности будет распространена на региональный и муниципальный уровень. Принцип всё тот же: в ведении соответствующих органов власти и местного самоуправления должно в итоге остаться только то имущество, которое им требуется для выполнения функций публичной власти и решения четко очерченного круга стратегических, а также социальных задач; причем это имущество уже не может отчуждаться (то есть нормы Гражданского кодекса, например, в части банкротства предприятий, здесь не действуют). Как и на федеральном уровне, собственность, использование которой указанным целям не отвечает, признается коммерческой и подлежит отчуждению. Скажем, автобусный парк должен быть из ГУПа или МУПа преобразован в казенное предприятие, а принадлежащий городской управе торговый или какой-нибудь банно-прачечный комплекс – продан в частные руки. Так, во всяком случае, видится авторам реформы. Здесь надо отметить, что если федеральное имущество уже пересчитано, оценено и записано в реестр, то чего и сколько находится в собственности региональных и местных властей, не знает толком никто.

Предстоит вообще перераспределить госсобственность по вертикали и горизонтали власти сообразно критерию: какой орган какие полномочия осуществляет, тот соответствующим имуществом и владеет. Уже в ближайшее время Госдума может приступить к рассмотрению подготовленного комиссией Козака и Минимущества проекта закона "Об особенностях приобретения, осуществления и прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество". Проект как раз предусматривает, в частности, процедуру передачи нижестоящим органам власти отдельных полномочий и необходимого для осуществления оных имущества.

Все преобразования намечено провести за пять с половиной лет: до 01.01.2005 г. планируется в основном определиться с собственностью, закрепляемой за государством, до 01.01.2008 г. – провести реорганизацию ГУПов, до 01.01.2009 г. – распродать, насколько удастся, "ненужное" имущество. Те госпредприятия, которые к этому последнему сроку не окажутся в реестре государственного (включая собственность субъектов РФ) или муниципального имущества, но и не будут приватизированы, перейдут – вне зависимости от былой принадлежности – в федеральную собственность и будут сбываться с рук уже центральной властью.

Говоря в целом, Дмитрий Козак со товарищи задумали максимально вывести государство из сферы коммерции, лишив тем самым отечественных чиновников обильных и сладких кормушек. Это до того красиво и до того идеально, что невольно вспоминается Томас Мор...

Выбор читателей