Россия поставит евро на ноги

Многие эксперты связывают перспективы укрепления мировой роли евро именно с Россией. Особенно если когда-нибудь Европа и Россия откажутся от услуг американской валюты в своих расчетах за энергоносители




Молоденькая европейская валюта стремительно набирает вес. Экономисты уже не считают чем-то фантастическим курс в 1,25 доллара за евро через год, а по прогнозам экспертов Deutsche Bank, к 2005 году европейская валюта будет стоить 1,3-1,4 доллара. Однако делать сейчас прогнозы на эту тему – дело в высшей степени неблагодарное, поскольку приходится учитывать такое множество факторов (в том числе и чисто политических), что и запутаться в них немудрено. Речь в данном случае пойдет о другом. Любая современная валюта ценна не только (и не столько) тем, как она соотносится с "всеобщим зеленым эквивалентом". Есть валюты и потяжелее доллара, например латвийский лат, иорданский и кувейтский динары, однако никто почему-то не спешит переводить в них свои активы. Даже английский фунт стерлингов, который стоит более полутора долларов, не сравнится с "зеленым" по популярности в мире. Выходит, что настоящее "качество" валюты определяется именно тем, сколько людей, компаний и государств используют ее для своих расчетов, инвестиций и сбережений.

С тех пор как золото из всеобщего эквивалента превратилось в простой товар, а его пьедестал занял американский доллар, никто не мог потеснить узурпатора. В "зеленых" давно уже осуществляется подавляющая часть международных расчетов и инвестиций, определяются мировые цены на основные товары (ту же нефть), в них хранится львиная доля национальных валютных резервов. Некоторые страны узаконили хождение доллара в качестве второй национальной валюты, а в иных произошла настолько глубокая "долларизация", что о ней впору говорить как о социально-психологическом явлении. К таким странам относится и Россия: доллар у нас "обрусел" окончательно, а его курс народ слушает как прогноз погоды.

Излишне говорить, насколько такая популярность национальной валюты выгодна для страны-эмитента. Весь мир покупает у нее бумажки, кредитуя ее экономику. Только успевай печатать! Подсчитано, что всей доблестной Америки (включая недра) уже не хватит, чтобы расплатиться по этим кредитам. Но это не беда. США, хоть и обозначаются тремя буквами, но всё-таки сильно отличаются от "МММ". Такому государству, как Штаты, трудно подорвать доверие вкладчиков настолько, чтобы те бросились изымать свои вклады, – бюджетного дефицита и корпоративных скандалов для этого явно недостаточно. Да и в окружающем мире мало кто заинтересован в подрыве фундамента международной финансовой системы, каковым выступает доллар. В эту глобальную пирамиду играют все.

Но одно дело, когда всеобщий эквивалент, пусть даже бумажный, совершенно безальтернативен и заменить его нечем. И совершенно другая ситуация складывается в мире в последние годы, когда мощнейший экономический блок, в сущности уже без пяти минут государство – Европейский союз – эмитировал собственную единую валюту. Сегодня евро выступает важной региональной валютой – это бесспорно. Но в силу самого происхождения ему уготована и другая роль – второй мировой валюты. Ведь ЕС по суммарному объему ВВП стран-членов практически равен США, а с принятием десяти новобранцев станет однозначным мировым лидером по этому показателю. И что еще более важно: Евросоюзу принадлежит крупнейшая доля в мировой торговле. Он ориентирован на внешнюю торговлю в гораздо большей степени, чем Штаты: доля экспорта в ВВП ЕС составляет 24%, тогда как у США – не более 7%. С Европой торгуют все континенты, ее инвестиции присутствуют во всех регионах мира. Очевидно, что появление в этой ситуации единой европейской валюты изначально делает ее привлекательным средством для расчетов и накопления.

Однако мировое признание приходит к евро неспешно. Только в конце прошлого года эксперты стали всерьез говорить об изменении соотношения евро, доллара и иены в основных сегментах международного финансового рынка, торговли и валютной политике третьих стран. Да и то за пределами "еврозоны" и ее окрестностей это пока довольно слабые тенденции.

Так, даже страны-участники валютного союза используют евро далеко не "на все 100", а лишь в 40-50% своих внешнеторговых операций, хотя его доля стабильно растет. Что касается третьих стран, то они используют евро в расчетах значительно меньше, даже торгуя с Евросоюзом. Здесь доллар удерживает "командные высоты": торговлю энергоносителями и сырьем, цены на которые повсеместно устанавливаются в валюте США.

Определенные успехи евро делает на рынке долговых ценных бумаг: с 2001 года его доля на этом рынке возросла на 3% – до 29% (доля доллара – 44%, иены – 13%). Однако этот рост произошел в основном за счет самой "еврозоны", тогда как за ее пределами интерес к долговым ценным бумагам в евро оставался небольшим (в основном, его проявляли США, Великобритания и страны-соседи ЕС).

Пожалуй, еще более важной тенденцией стало использование евро в валютной политике третьих стран. По евро определяют курсы национальных валют, его хранят в качестве резервов, используют для валютных интервенций. Уже более полусотни стран, не имеющих ничего общего с валютным союзом ЕС, в той или иной форме привязали свои денежные единицы к евро. На европейскую валюту ориентируются балканские государства, Турция и Северная Африка; четыре европейских "карманных" государства – Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино – фактически полностью перешли на евро. Разумеется, нефтедобывающие страны арабского мира – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ – сохраняют полную лояльность доллару.

Доля евро в валютных резервах стран мира невелика и с 1999 года стабильно составляет 13%, причем если в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой за этот период она выросла на 1% (до 15,3%), то в промышленно развитых странах – на 1% сократилась (до 9,7%). Доллар по-прежнему вне конкуренции: его доля в валютных резервах по всему миру составляет 68%. Однако евро наносит по долларовой гегемонии "точечные" удары: например, в валютных резервах самих США доля евро составляет 50%, в Канаде – 39%, в Австралии – 37%. В настоящее время Китай, Южная Корея и ряд других стран пересматривают свои валютные резервы в пользу европейской валюты. Наконец, растет и частный оборот евро за пределами "еврозоны": по популярности новая валюта уже превзошла дойчемарку. Так что, в общем, у евро есть все шансы стать полноценной мировой (а не только региональной) валютой. Вот только потянет ли Европа – экономически расслабленная и потерявшая былое единство – такую валюту?..

В России у евро хорошие перспективы. Если до повышения курса евро его доля на валютном рынке РФ составляла примерно 7%, то теперь она, по оценкам банковских аналитиков, превышает 15%. И это несмотря на исторически сложившуюся психологическую "привязку" россиян к доллару. Тут уже дело не в психологии, а в обширных связях с Европой: и бизнес, и туризм – хочешь не хочешь, а приходится приспосабливаться. К тому же наш народ быстро смекнул, что теперь хранить "в чулке" одни только "зеленые" небезопасно, да и на разнице курсов можно выиграть. Одним словом, европейское денежное новшество в России прижилось. Сегодня наибольшей популярностью у людей, выезжающих за рубеж, пользуются купюры по 200 и 500 евро. А "в чулок" обычно идут купюры по 100 евро.

Многие эксперты связывают перспективы укрепления мировой роли евро именно с Россией. Особенно если когда-нибудь Европа и Россия откажутся от услуг американской валюты в своих расчетах за энергоносители. А среди западных банкиров, работающих в нашей стране, существует мнение, что состязание между долларом и евро завершится полной победой в нашей стране валюты под названием "рубль".

Выбор читателей